10 фильмов года по версии Антона Долина
«Воздух» публикует десятку лучших фильмов года по версии Антона Долина — от «Нимфоманки» до «Тихоокеанского рубежа».
1. «Трудно быть богом»
Посмертный шедевр Алексея Германа — нечто большее, чем фильм, и уж точно большее, чем все новое российское кино вместе взятое. Все самое важное о нем сказано давно, остальное зрителю придется увидеть в марте самому. Готовьтесь.
2. «Нимфоманка»/«Nymphomaniac»
Лучшая провокация в карьере Ларса фон Триера — грандиозная философская комедия, выдающая себя за порнофильм. Вряд ли многим хватит терпения, но имеет смысл дождаться не компромиссной четырехчасовой версии, а полной — на пять с половиной часов.
3. «Жизнь Адель»/«La vie d'Adèle»
Первая и пока единственная великая история любви XXI века. Роман воспитания о студентке филфака пединститута, полюбившей студентку художественного училища, — а также о том, что общего (и что различного) у литературы с живописью. Самый мощный фильм Абдельлатифа Кешиша.
4. «Жена полицейского»/«Die Frau des Polizisten»
Полицейский, его жена, их дочь. Камерная драма Филиппа Гренинга на трех персонажей и почти без слов — детские песенки в ней уж точно важнее диалогов. Точно так же поэтический, полный иронии и нежности, язык фрагментарного повествования стократ важнее заявленной темы «домашнего насилия».
5. «Выживут только любовники»/«Only Lovers Left Alive»
Минималистская романтическая баллада Джима Джармуша делит всех, кто живет на планете, на две категории. Вампиры — те, кто способен писать и читать книги, играть и слушать музыку, заниматься наукой, ценить живопись. Зомби — все остальные. Идея проста и прекрасна, как капля родниковой воды: лучше пить кровь, чем быть живым мертвецом.
6. «Тихоокеанский рубеж»/«Pacific Rim»
Вынырнуть из хаоса информационного потока, вытряхнуть из ушей шум — и отправиться во тьме на ощупь, на звуки неизбывно прекрасной электрогитары, играющей мощный и примитивный рифф. Почувствовать себя Бивисом и Баттхедом сразу. Мало какое кино способно подарить такое ощущение, но Гильермо дель Торо в его сказке о гигантских чудищах и роботах удалось достигнуть желаемого эффекта.
7. «Ветер крепчает»/«Kaze tachinu»
Безнадежная красота и смертоносная ностальгия бьют наповал. Гений японской анимации Хаяо Миядзаки покидает кинематограф, на прощание перечеркнув все прекраснодушие, все мечты и чудеса, которыми одаривал человечество до сих пор. Самурайский жест.
8. «Сквозь снег»/«Snowpiercer»
Постапокалиптическая притча о революции в поезде, пассажиры которого — единственные жители впавшей в новый ледниковый период Земли. Амбициозный фильм лучшего корейского режиссера, Пон Чжун Хо, поставлен с участием румынских, английских и американских актеров по мотивам французского комикса.
9. «Бродячие псы»/«Jiao You»
Самый радикальный опыт малайзийско-тайваньского экспериментатора Цай Минляна. Хроника убогой жизни бездомного отца-одиночки и его детей прерывается неожиданным выходом в иное измерение. Магическим порталом становится граффити на стене заброшенной руины.
10. «Камилла Клодель, 1915»/«Camille Claudel, 1915»
Художник среди умалишенных — равный среди равных. Душераздирающий фильм о том, чем расплачиваются за талант, — первый шаг режиссера-мистика Брюно Дюмона в прошлое и заодно в реальность. А еще лучшая роль Жюльетт Бинош, великой актрисы наших дней.
- Брюно Дюмон
- Ленфильм
- Ларс фон Триер
- Антон Долин
- Гильермо дель Торо
- Алексей Герман
- Абдельлатиф Кешиш
- Джим Джармуш
- Жюльетт Бинош
- Ветер крепчает
- Нимфоманка
- Камилла Клодель
- Трудно быть богом
- Бродячие псы
- Жена полицейского
- Жизнь Адель
- Камилла Клодель, 1915
- Сквозь снег
- Выживут только любовники
- Тихоокеанский рубеж