перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Suspicious Minds» братьев Голд: почему паранойя правит миром

Борислав Козловский — о книге, где психиатр рассказывает об открытом им «синдроме «Шоу Трумана», а его брат-философ объясняет, почему так важно изучать бред сумасшедших, и что это рассказывает о нашей культуре и о нас самих

Книги
«Suspicious Minds» братьев Голд: почему паранойя правит миром

В современных психиатрических клиниках мало Наполеонов. Зато то и дело попадаются люди, уверенные, что фильм «Шоу Трумана» описывает как раз их. За жизнью пациента следят миллиарды глаз — и если бы только за внешней ее стороной. Невидимая техника, от которой не спрятаться, сканирует мозг на волне ДНК. Барак Обама — один из участников этой грязной игры и даже время от времени допускает двусмысленные намеки на это прямо в выпусках новостей.

Автор1Своим студентам Иэн Голд преподает «философию психиатрии» и «философию неврологии»
Фотография: Промо
Сюжет параноидального бреда — вещь, особенно восприимчивая к духу времени. Чайный брокер Джеймс Тилли Мэттьюс, которого в 1797 году посадили в Бетлемскую королевскую больницу (она же Бедлам), утверждал: французские шпионы тайно управляют сознанием влиятельных англичан — и, разумеется, его самого — с помощью лучей модного тогда животного магнетизма. Мэттьюс оставил подробные чертежи шпионского аппарата под названием «Прялка воздухов»: там имелись газопроводы, бочки-резервуары, мельничные крылья и все признаки того, что дело происходит в разгар промышленной революции. (Двести лет спустя, в 2002 году, художник Род Дикинсон построит по чертежам его модель в натуральную величину.)

Заменим животный магнетизм на психотронное излучение — и сюжет приобретет знакомые черты плаката с коммунистических митингов 1990-х. А если употребить многообещающий термин «информационное оружие», то результат начнет отдаленно напоминать знаменитый монолог депутата Евгения Федорова «Кто управляет Россией?».

Джоэл Голд — практикующий психиатр из Университета Нью-Йорка, который заслуженно считает «синдром «Шоу Трумана» своим открытием и наблюдает его в самых разных формах многие годы подряд. Один пациент жалуется на камеры наблюдения, встроенные мусульманами и русскими в его мочеиспускательный канал. Другой обнаруживает, что он робот, и пытается скрыться от всесильной зондер-команды, которая истребляет андроидов с не вовремя проснувшимся самосознанием. Объединяет эти истории общая идея преследования и контроля, помноженная на свежие сюжеты масскульта.

Врачам, которые действуют по инструкции, все это решительно неинтересно. Джоэлу Голду остается только сокрушаться: чем дальше психиатрия уходит от старомодного и излишне гуманитарного психоанализа в сторону МРТ и генетики, тем меньше психиатров занимает содержание бреда и видений. Важно не то, что перед пациентом маршируют гномы, а сам факт зрительных галлюцинаций. И уж точно никто не будет больше по-фрейдовски допытываться, не дразнил ли больного гномом отец, пока тот лежал в колыбели.

JoeДжоэл Голд придумал и ввел в медицинскую терминологию «синдром «Шоу Трумана»Фотография: Промо

Если с медиками разговор не выходит, стоит попробовать постучаться к гуманитариям. По счастливой случайности, Иэн Голд, соавтор книги и брат Джоэла, — доцент философского факультета в канадском Университете МакГилла. Сюжеты, которые в разных культурах развиваются по одинаковой схеме, — факт, знакомый нам благодаря Леви-Строссу и Проппу. Один занимался мифами, другой — сказками, но оба подобрались к одинаковому выводу: если на разных концах света независимо друг от друга изобретают Красную Шапочку или воскресение богов — значит, это вырастает из каких-то архетипических схем, свойственных человеческой природе как таковой. 

Бред оказался не менее благодатным, чем мифы и сказки, предметом для структурного разбора. И братья Голд стали искать подходящее объяснение сквозным сюжетам не в культуре, а в психике. Три года назад нобелевский лауреат Дэниел Канеман в книге «Думай медленно…  Решай быстро» описал непрерывную борьбу «Системы 1» (импульсивного мышления) и «Системы 2» (рациональности) у нас в голове. Голды вводят третьего игрока, «Систему подозрений», — и утверждают, что она такая же фундаментальная. Кое-кто из антропологов считает ее ни много ни мало причиной появления Homo sapiens.

Согласно гипотезе макиавеллиевского мозга, за превращением обезьяны в человека стоит не труд, а коварство. Мозг увеличился в разы по сравнению с мозгом шимпанзе, чтобы вмещать «модели других» (очень примерный перевод термина theory of mind): понадобилась способность ставить себя на место соседа, разгадывать его опасные планы и строить ответные козни. Для социальных животных это большое эволюционное преимущество.

Именно «Система подозрений» сигналит нам «что-то не так», прежде чем мы сообразим, что именно нас смущает. Это ее эксплуатируют по полной Хичкок и все триллеры, снятые после него. Она начеку, но не подчиняет себе весь мозг — благодаря чему мы и не подозреваем в каждом соседе по вагону метро маньяка с топором под курткой. А у параноика она в произвольный момент перехватывает контроль над ситуацией.

Формула бреда — по Голдам — последовательная и рациональная реакция «Системы подозрений» на какой-нибудь технический сбой в работе мозга. Несколько процентов населения Земли плохо распознают лица — и сами часто не отдают себе в этом отчета. Прозопагнозия не болезнь и не расстройство психики, а сравнительно безобидный дефект, малозаметный окружающим. Те, кто страдает прозопагнозией, с детства учатся различать других по прическе, одежде и другим вспомогательным признакам. Однако амигдала, подкорковый центр эмоций, реагирует на то, что недоступно коре. Знакомый в толпе заставляет пульс участиться раньше, чем вы в состоянии разглядеть детали одежды. Теперь, предлагают Голды, представим «прозопагнозию наоборот»: мы узнаем лицо, а эмоции молчат. Не иначе —двойник! И паранойя набирает обороты.

Безумные идеи заразны: психиатры любят говорить про индуцированный бред. Поэтому, вероятно, конспирологи и собирают благодарную аудиторию из здоровых в клиническом смысле людей. Все ингредиенты и схемы паранойи хранятся в здоровом мозгу в виде шаблонов «Системы подозрений». Просто на примере душевнобольных эти шаблоны легче изучать — как горную породу в точке выхода на поверхность. Но это вовсе не значит, что мы, здоровые, чем-то лучше, а наши мысли стройней.
Ошибка в тексте
Отправить