«Он снова здесь»: Адольф Алоисович меняет профессию
В книге Тимура Вермеша «Он снова здесь» Гитлер появляется посреди Берлина в наши дни и быстро завоевывает былую популярность. Петр Силаев считает, что это произведение не затеряется в ряду других фантастических сюжетов о нацистах.
2009 год, Гитлер просыпается на пустыре, весь в бензине. У него амнезия, он шарахается от машин, бродит по Берлину, пока его не замечают два антрепренера с кабельного телеканала. После краткого общения они заключают, что Гитлер — это «хип» и новое слово в шоу-бизнесе, затем трудоустраивают его ведущим на вечернее шоу. Гитлер посещает в этом качестве множество вечеринок, рассуждает там о будущем Германии, всем снова это кажется очень «хип», его повышают, дают ему уже целую передачу. Гитлер добивается полного медиауспеха и возвращается в большую политику.
Книга «Он снова здесь» — литературный дебют журналиста Тимура Вермеша, который воскресил призрак Гитлера, чтобы показать современные социально-политические проблемы немецкого обществаСкучно? Очень. Не буду ничего утверждать, но в 2012 году, практически одновременно с книгой, вышла германо-финская комедия «Железное небо» — с примерно таким же сюжетом. Пиарщики, рекламщики, «новый бренд» — социал-демократические креаклы поют о том единственном, с чем знакомы. «Шутка, растянутая на полтора часа» — вернее и не скажешь. А какие замшелые в том фильме были каламбуры на английском начального уровня! Европейцы как бы думают: «Вот сейчас мы остро пошутим — Гитлер, фашисты, табу». Фюрер не может настроить рингтоны, как смешно!
Беспроигрышный ход в стиле «Ивана Васильевича» здесь неуместен — Гитлер легко настроил бы рингтоны. Он вообще легко бы со всем с первого раза справился, потому что жил всего 70 лет назад. Технические затруднения, описанию которых отводится добрая часть книги Тимура Вермеша, были бы актуальны и для моего дедушки, да и для любого пенсионера вообще. Это не кажется достойным поводом для шуток — честно говоря, иди речь о Черчилле, это уже не показалось бы таким смешным. И только Гитлера мы хотим закинуть куда-то подальше, в комедийное прошлое, к янки из Коннектикута и королю Артуру.
Казалось бы, после действительно хорошего фильма «Бункер» 2004 года, тему сатиры в стиле Кукрыниксов на эту тему можно было бы закрыть. Но нет, в 2009-м выходит австрийско-швейцарская драмеди «Моя борьба» — снова клоунада, ее герой снова — психопат от детства. Что еще вспоминается из гитлериады последних лет? Американцы выступили смелее: комикс «Hipster Hitler» стал сначала вирусным в интернете, а в 2012 году полный сборник выпустило издательство-террорист Feral House («Культура Апокалипсиса», «Аллах не любит Америку»). Это творчество, впрочем, больше относится к области черного юмора в адрес современной поп-культуры, чем к собственно Адольфу, — от него в комиксе осталась в основном прическа.
Много сказано по поводу того, почему Гитлер стал героем эксплотейшн в современной культуре, а его персона, несмотря на избыточное количество документальных источников, вытеснена массовым подсознательным в область мифологии. Коротко говоря — и книга безопасно касается этого момента, — потому что НСДАП честно победила на демократических выборах 1932 года, а часть из тех, кого сам Адольф принимал в ряды своей партии, успешно продолжили работать в рядах немецкого истеблишмента до пенсии. Собственно, можно сказать, что эти люди и создали в какой-то мере сегодняшнюю Германию — так что в ужасах нацизма просто обязан быть виновен только один человек — к тому же маньяк. В этом общественное мнение ненароком следует логике самого Гитлера, который тоже считал, что ответственным всегда должен быть один человек — начальник.
Возможно, я чересчур требователен к «Он снова здесь» — кроме шуток про телефоны и интернет, в ней достаточно и острых моментов. Для Германии, по крайней мере. Например, война Гитлера с журналом «Бильд», «укравшим» у фюрера идеи. Или блицкриг против НДПГ (Национал-демократическая партия Германии), когда Гитлер выставляет на посмешище ее тогдашнего руководителя, Хольгера Апфеля. В наличии даже опасный момент: редакция телеканала принимает решение не глумиться над памятью Рудольфа Гесса — мол, он вызывает в целом у публики сочувствие, в связи с тем, как плохо с ним обошлись кровавые коммунисты. Грелся бы иначе в Марбелье на пляже, как все.
Нет, в книге в действительности много смешных антидемократических шуток — особенно учитывая то, как обделены немцы в этом отношении: нет у них ни Дугина, ни Милонова с Пауком-Троицким. Больше же всего меня привлек язык — он-то и дал мне силы дочитать книжку до конца. Тимур Вермеш, видимо, очень подробно проштудировал опусы своего героя, так что ему удалось создать текст практически идеальный по стилю — и это сильно скрашивает скучноватый сюжет. Все метафоры, характерные гиперболы, оголтелый романтизм (позаимствованный, в свою очередь, из любимой книги диктатора — «В стальных грозах» Юнгера) — все знаковые ходы Гитлера присутствует на своих местах. Порой кажется, будто эту книжку действительно написал сам фюрер — и это, наверное, лучшая похвала для подобной литературы.
- Издательство Corpus, Москва, 2014, перевод А.Чередниченко