перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Галлюцинации» Оливера Сакса: поверь глазам своим

На русском вышла книга «Галлюцинации» Оливера Сакса, одного из самых известных нейропсихологов в мире. Феликс Сандалов — о том, что представляла бы собой наша история и культура, если бы не видения и душевные расстройства.

Книги
«Галлюцинации» Оливера Сакса: поверь глазам своим

Окликающие посреди улицы голоса, запахи необъяснимого происхождения, движущиеся геометрические фигуры или пятна света, дежавю и жамевю, светящаяся аура во время приступов мигрени — все это разного рода галлюцинации, которые преследуют сотни миллионов людей. Многие предпочитают никому не рассказывать о своих необычных переживаниях из-за страха принудительного лечения или неприятия обществом — так что истинное количество галлюцинирующих на планете подсчитать очень сложно. Вопросов в этой сфере куда больше, чем ответов: не являются ли сновидения еще одной формой галлюцинаций — и можно ли считать развитое воображение нарушением психики?

подписьБлагодаря популярно написанным книгам о мозге Оливер Сакс стал едва ли не самым известным неврологом в мире
Фотография: wikipedia.org
Оливер Сакс, популяризатор нейропсихологии, описавший сотни случаев из своей практики, утверждает, что галлюцинации всегда были частью нашей ментальной деятельности и культуры. Более того, то, что мы считаем своим внутренним голосом, стало распознаваться сознанием как нечто свое сравнительно недавно, примерно за тысячу лет до нашей эры. Следует копнуть глубже и узнать, что и отношение к этим голосам может быть кардинально разным: антрополог из Стэнфордского университета Таня Лурманн и ее коллеги из Ганы и Индии установили взаимосвязь между характером голосов и социальным окружением пациентов, — так, ни один американец не был доволен своим голосом, считая его болезнью или травмой, в то время как большинство участников исследования из Ганы и Индии заявили, что слышат голоса предков, которые дают им ценные советы. 

Но голоса — это лишь малая часть вселенной фантомов, освещаемой Саксом: автор «Галлюцинаций» не обошел вниманием ни эпилепсию, увязав ее с нравоучительными порывами Ф.М.Достоевского, ни фантомные конечности, ни галлюциногены: в годы юности доктор успел попробовать как психоделиков в разных сложносочиненных сочетаниях, так и познакомиться с такими народными забавами, как передозировка циклодола. Собственно, глава с трип-репортами ученого — единственная анекдотичная часть книги: неважно, насколько сильным будет действие галлюциногенов, уже на следующий день можно будет вернуться к обычной жизни.

Все не так просто, если у вас нарколепсия, паркинсонические иллюзии или еще какое-то расстройство из широкого ассортимента психиатрии. Не стоит ждать от Сакса традиционных клинических рассказов, строящихся по драматургической схеме «обнаружение заболевания, поиск методики лечения, чудесное избавление от недуга», завернутой в душеспасительную притчу. Тут нет ничего подобного историям из «Человека, которой принял жену за шляпу» или «Музыкофилии»: первое, на что обращаешь внимание, — это едва уловимая тревога в интонации автора (а в его лице, разумеется, и психоневрологии как науки), не способного подчас не только разрешить проблемы своих пациентов, но и объяснить их происхождение.

«Галлюцинации» — хороший повод задуматься о том, как обстоят дела с клиникой в России, где отношение к душевнобольным хуже, чем к опасным преступникам. И если галлюцинации не поддаются лечению, то почему бы не научиться жить с ними, как это делают опрошенные в рамках стэнфордского исследования жители Африки? Если бы всех галлюцинирующих и слышащих голоса загоняли под койку и иглу с галоперидолом, то не было бы ни фольклорных геометрических узоров, ни картин Яёи Кусамы, ни «Преступления и наказания», ни группы The Apostles, ни, вполне возможно, похода Жанны д’Арк на Орлеан, ни многого другого, что сформировало историю человечества и личную историю каждого из нас.

  • Издательство АСТ, Москва, 2014
Ошибка в тексте
Отправить