Почему не стоит бояться нового назначения Цискаридзе
Николая Цискаридзе назначили ректором Вагановского балетного училища: Юлия Яковлева объясняет, что это значит и почему это не так страшно, как кажется.
Москвича и скандалиста Николая Цискаридзе в петербургскую Академию балета имени Вагановой проносили чуть ли не контрабандой в трусах или каблуке. Утром пустили осторожный слух, что, мол, может стать он ректором. Днем это превратилось в слухи — тут же опровергнутые. А к вечеру стало фактом. И понятно. Люди, которые проворачивали все это назначение, очень боялись. Академия балета — это вам, знаете ли, не башня-кукуруза «Газпрома», общественность протестовать, подписи собирать, плакатами трясти не стала бы, а сразу порвала. Балет в Питере — это святое, это понимают даже самые дубовые чиновники и самые кургузые жены чиновников, поэтому важно было застать всех врасплох. И это получилось.
Назначение — скандальное: предыдущего ректора, Веру Дорофееву, отправили в скоропостижную отставку, ходят слухи, что за рокировкой стоят Валерий Гергиев и Екатерина Чемезова, жена влиятельного главы госкорпорации «Ростехнологии». К тому же петербургскую балетную школу — главное училище страны, основанное в 1738 году, никогда еще не возглавлял москвич.
Но не волнуйтесь. Все будет хорошо. Плохие сценарии мы даже не рассматриваем. Для оптимизма есть много веских причин.
Человеческий фактор
Николай Цискаридзе — человек с большим самолюбием, по которому били много раз. Немудрено, что он озлобился, а потому — будучи, в принципе, весьма неглупым — наделал много глупостей, в театре непростительных. С ним никто не хочет работать: Большой отбрыкивается, Мариинка отбрыкивается. Впихнули вот в питерскую Академию, и ни для кого уже не секрет как. Уже все рассказано, с именами и подробностями. Поверьте, Цискаридзе сам прекрасно понимает, как это выглядит. Понимает он и то, что чужаков в Питере не любят, и если решат выжить, то отравлять будни начнут с тихим мелочным упорством — не будешь же звонить всякий раз в министерство культуры. Или объявят бойкот. И если Цискаридзе понимает, что единственно возможная линия поведения — это не раздражать всех еще больше, он будет очень стараться. И возможно, у него все получится. Что неплохо.
Кадровый фактор
В пару к Цискаридзе художественным руководителем Академии стала Ульяна Лопаткина. Лучшей кандидатуры просто не существует в природе. У нее для этого идеально устроенные мозги: она аналитична, структурированна, дисциплинированна и в хорошем смысле слова несговорчива. В ней есть прямота, которой Академии очень не хватало. И она, что важно, человек миссии. Для нее Академия имени Вагановой — это школа, причем родная, и служить идее Лопаткина будет действительно истово. В этом смысле Цискаридзе с его телешоу, самолюбованием, светскими выходами (и выходками) — полная противоположность Лопаткиной. Так что голова, которая изобрела этот кадровый расклад, была явно в бреду. Бодаться с Лопаткиной — самоубийство. С паровым катком бодаться проще. Навязать ей московские правила игры невозможно. И тут мы снова возвращаемся к пункту первому: либо Цискаридзе хватит ума и гибкости сотрудничать с Лопаткиной и идти в ее фарватере, и тогда все будет хорошо. Либо он умчится в Москву быстрее, чем летают самолеты и ходят поезда.
Фактор тщеславия
Ну вот он и стал ректором Академии в Петербурге. О дивный новый мир. Проснулся, подписал смету на ремонт водопроводных труб. Посидел на педсовете. Согласился с тем, что надо перестелить пол в большом репетиционном зале. Покрасить стены. Улучшить питание в столовой. Открыть дополнительный класс. Закрыть лишний курс. Умереть как интересно. Что-то я не припоминаю орды глянцевых фотографов, выстраивавшихся запечатлеть Леонида Надирова, самого успешного ректора Академии балета постсоветского времени. Вы хоть имя его слышали? Нет, правда? А ведь Надиров сделал для Академии много хорошего. Например, в лихие времена отстоял легендарное здание на улице Зодчего Росси. Николай Цискаридзе, почти без сомнений, предпочтет держаться поближе к «Останкино» и своей карьере балетного шоумена. Он не рабочая лошадка, что и доказал, отклонив приглашение «Кремлевского балета» — поднять эту труппу было бы амбициозной профессиональной победой. Но таких амбиций у Цискаридзе, по-видимому, и нет. Кстати, не этим ли и устроила его фигура? Не удивлюсь, если весь вопрос отнюдь не в нем, не в дамах-покровительницах и не в балете вообще. А в пресловутых стенах на улице Росси. Золотых, нет, платиново-бриллиантовых квадратных метрах. Туда так и просится отель или жилой дом — и ровно этого и только этого сейчас следует в назначении нового ректора бояться. А за балет бояться не стоит. Он, как уже было сказано, благополучно переживал и не такое.