перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Петербург стал просто центром мракобесия»

В Петербурге сорвалась вторая попытка поставить оперу об охоте на педофилов: позавчера на ее автора, композитора Илью Демуцкого, напали возле Мариинского театра, вчера стало известно, что театр, планировавший постановку, не откроется. Демуцкий рассказал «Воздуху», что он будет делать дальше.

Искусство
«Петербург стал просто центром мракобесия»

Афиша к опере Афиша к опере "Новый Иерусалим"«Вчера стало известно, что театр («Контур-опера», где должна была состояться премьера. — Прим. ред.) не откроется, так что постановки оперы «Новый Иерусалим» не будет. Оказывается, на заседании Петроградского района поднимался вопрос с формулировкой «или мы снимаем постановку, или вы не открываете театр». Но Артем Суслов, директор театра, на это идти не согласен. Значит, будем забивать это пространство ресторанами, гостиницами, барами.

В Петербурге проводить спектакль я уже точно не планирую. Считаю, если Петербург настолько против, значит, ему этого не надо. Кроме некоторой творческой не-самореализации, я больше ничем не рискую, а если городу не нужны новые интересные культурные проекты, значит, они меня потеряли. Потенциал для этой оперы, в принципе, есть в Москве, там хоть и бывают случаи угроз, но я не помню чтобы прямо избивали (на Демуцкого у входа в консерваторию напал человек с электрошокером; предварительно он договорился с композитором о встрече, представившись корреспондентом телеканала «Дождь» — прим.ред) . За границей ее показывать нет смысла — она написана очень изысканным русским языком, который сильно потеряет в переводе.

Общая канва либретто — да, про банду ловцов педофилов. Но текст был написан сильно раньше скандала с водителем вице-губернатора Василия Кичеджи, а не после, как пишут некоторые издания. Это художественное произведение, в основу которого положена практика ловли педофилов с помощью подставных детей. По сюжету члены банды педофила ловят, убивают, а дальше поднимается философский вопрос о том, имеют ли они право, даже во имя высших целей, убивать человека. Там не ставятся оценки, хорошо это или плохо, решает каждый зритель. Правильно ли это, или нет — с точки зрения религии, философии, морали, — вот что нам было интересно. По сути, это опера о том, что такое самосуд. Без пошлости и без вульгарности.

Я считаю, что композитор имеет право воплощать в жизнь актуальные идеи. Я хотел воплотить абсолютно злободневный сюжет в классическом жанре оперы — с неавангардным стилем музыки, с красивым пением. Мне было интересно, какая драма и трагедия из этого может появиться. Я совсем не за все злободневные темы берусь, и у меня в творчестве хватает других произведений: и духовная музыка, и балет по «Герою нашего времени», который Большой театр ставит в следующем июле. Здесь в Петербурге будет поставлена опен-эйр-опера о Петре и Февронии Муромских на сюжет средневековой баллады. Почему-то внимание концентрируется на двух моих опусах, которые — да, на злободневные темы (в числе работ композитора есть кантата «Последнее слово подсудимой», основанная на речи участницы Pussy Riot Марии Алехиной — Прим. ред.). Но я считаю, что я как автор имею право периодически затрагивать острые темы, которые приковывают к себе внимание. Ну и к тому же мне интереснее писать на такие темы, а не о цветочках, бабочках и любви к солнышку.

Показ кантаты «Последнее слово подсудимой», основанной на выступлении Марии Алехиной в суде, в Болонье в 2012 году

Показ кантаты «Последнее слово подсудимой», основанной на выступлении Марии Алехиной в суде, в Болонье в 2012 году

Фотография: lestroverso.it

После произошедшего у меня возникли сомнения в нашем городе и в его адекватности, мне не нравится атмосфера, которая сильно усугубилась в последнее время. Ни в одном городе не происходит столько диких вещей в отношении деятелей культуры, сколько у нас произошло буквально за последний год. Свиные головы подбрасывали руководителю театра, Артема Суслова  избивали за «Лолиту» и квартиру Набокова обливали чем-то — это все в Петербурге, который еще недавно считался культурной столицей. Сейчас это просто центр мракобесия». 

Ошибка в тексте
Отправить