Пенис Тутанхамона, неизвестная картина да Винчи и другие удивительные находки
Неделю назад стало известно, что рыбак из сектора Газа выловил в море бесценную бронзовую статую Аполлона. «Воздух» изучил, что еще нашли археологи и искусствоведы за последние пару лет.
Аполлон из Газы
Рыбак по имени Джуда Граб, живущий в секторе Газа, выловил в море древнюю статую еще в прошлом августе, но известно о находке стало только в феврале этого года. По версии рыбака, он увидел недалеко от берега очертания человеческого тела и при помощи родственников вытащил 500-килограммовую статую на берег. Правда, сначала Граб решил, что статуя из золота, и отпилил ей один палец, чтобы отнести на экспертизу знакомому ювелиру (другой палец втайне от него отпилил его брат). Статуя оказалась из бронзы, и тогда рыбак выставил ее на eBay за 500 тысяч долларов (условие — самовывоз из Газы), после чего его немедленно накрыли люди из ХАМАС и конфисковали находку. Публично ее с тех пор не выставляли, статую изучают эксперты, а миру осталась только фотография на фоне легкомысленного полотенца со смурфиками. Но специалисты пребывают в страшном волнении: античных бронзовых статуй до нашего времени почти не дошло, притом что большинство знакомых нам по римским мраморным копиям статуй были именно бронзовыми. Схожим образом в 1926 году были обнаружены знаменитые скульптуры Посейдона (или Зевса) и всадника с лошадью у мыса Артемисион. Пока понятно, что это, скорее всего, изображение обнаженного бога Аполлона с характерно отведенной в сторону правой рукой, а выполнена статуя в период примерно с V века до н.э. до I века до н.э. Рассказ рыбака эксперты подвергают сомнению: статуя не покрыта ракушками, почти не повреждена коррозией — в общем, похоже, что нашли ее не в море, а где-то еще.
Самый старый «болотный человек»
В 2011 году при разработке торфяного месторождения на болоте Кашел в Ирландии было обнаружено хорошо сохранившееся тело мужчины, который умер от насильственной смерти около 4 тысяч лет назад — в начале Бронзового века. Это самый старый из так называемых болотных людей, загадке которых уже как минимум два века. В Северной Европе их находят при осушении торфяных болот с начала XIX века — в Дании, Нидерландах, Швеции, Германии, Англии и Ирландии. Это тела, почти не тронутые разложением, часто буквально мумифицированные, с сохранившимися чертами лица, остатками одежды, иногда даже прическами. Уже к середине XIX века, с развитием археологии, ученые начали понимать, что имеют дело с останками доисторических людей, но методы, позволившие точно установить дату и причину смерти, появились только век спустя. Почти все они умерли насильственной смертью, часто от удушения, и принадлежали к привилегированной группе — их руки явно не знали физического труда. Ученые предполагают, что «болотных людей» убивали в ритуальных целях, вероятно, в надежде на хороший урожай.
Хорошая сохранность останков иногда вводила тех, кто их обнаруживал, в заблуждение. Так, найденное в 1835 году в Дании тело женщины, которая умерла около 490 года до н.э., поначалу считали останками мифической королевы Гуннхильды и даже поместили останки в специальный саркофаг. Ошибки происходили и позже — например, женщину, найденную на северо-востоке Великобритании в 1983 году, посчитали местной жительницей по имени Малика, которая пропала в 1960-м. Более того, ее муж, которого все эти годы подозревали в убийстве, при виде куска черепа с остатками волос сознался в преступлении. Позднее экспертиза установила, что череп принадлежит женщине, которая умерла около 210 года н.э. Впрочем, мужчине это не помогло — он все равно отсидел за убийство.
Пенис Тутанхамона
Обнаружение гробницы Тутанхамона, последнего фараона 18-й династии Нового царства, стало величайшим археологическим открытием XX века. Однако почти сто лет спустя ученые продолжают прояснять некоторые особенности его захоронения. Так, долгое время считалось, что Тутанхамона хоронили в спешке и допустили ошибку, почти залив тело черной краской, которая через некоторое время самовоспламенилась и фактически сожгла останки фараона. Кроме того, среди канопов — ритуальных сосудов, в которые после бальзамирования тела помещались внутренние органы, — не было сосуда с сердцем правителя, а на место самого сердца не был помещен, как положено, священный скарабей.
Сегодняшние исследования утверждают, что обилие черной краски и отсутствие сердца не случайны так же, как и эрегированный пенис, с которым похоронили юного фараона (эта деталь не упоминается в большинстве популярных книг о гробнице Тутанхамона).
Пенису вообще уделяли несправедливо мало внимания с момента обнаружения гробницы. Мало того — в 1968-м он откололся от мумии и считался утерянным, и только в 2006 году его заново обнаружили при помощи компьютерной томографии — в песке, в котором хранится тело. Последние исследования предполагают, что все перечисленное — черный цвет мумии, эрекция и отсутствие сердца — свидетельствует о том, что Тутанхамона после смерти превратили в подобие бога плодородия Осириса. Осирис был убит своим братом Сетхом и лишен сердца, а также отвечал за плодородие и урожаи — отсюда эрекция и черный, как плодородная земля, цвет тела.
Символизм этого жеста понятен — предшественник Тутанхамона Эхнатон был величайшим религиозным реформатором Древнего мира. Он отменил египетское многобожие и объявил в стране монотеизм — культ солнечного диска Атона. После его смерти Тутанхамон снова обратился к поддержке жрецов старого культа, и, очевидно, его смерть должна была еще раз свидетельствовать о том, что святотатство осталось в прошлом.
Фараоны неизвестной династии
В 2013 году во время раскопок в районе древнего египетского города Абидос американская экспедиция обнаружила гробницу, а в ней — саркофаг с останками. Выяснилось, что мумия фараона была подложена в саркофаг, который принадлежал другому правителю — Себекхотепу I, основателю более ранней династии. Впоследствии неподалеку была найдена еще одна гробница, где сохранились фрагменты росписей и погребального инвентаря с именем погребенного — Сенебкай (тронное имя — Усер-иб-Ра). Археологи пришли к выводу, что это захоронения фараонов ранее неизвестной династии, получившей имя Абидосской. Фараоны этой династии были небогаты и об огромных пирамидах, в которых хоронили правителей Древнего царства, могли только мечтать. Они вторгались в гробницы своих более влиятельных предшественников, поскольку на создание собственных у них попросту не было средств. А мы ничего не знали про Абидосскую династию просто потому, что они были бедны и оставили после себя очень незначительное материальное наследие.
Полторы тысячи великих картин
Главная находка XXI века — это, безусловно, склад считавшихся утерянными и вовсе неизвестных картин в квартире немецкого пенсионера Корнелиуса Гурлитта. В его коллекции оказалось более 1400 работ лучших европейских художников первой половины XIX века — Марка Шагала, Отто Дикса, Макса Либермана, Анри Матисса и многих других, а ее стоимость оценивается в несколько миллиардов евро. Отец скрытного коллекционера работал в нацистской Комиссии по эксплуатации «дегенеративного» искусства и продавал за рубеж ненужные нацистам модернистские работы — изъятые из немецких музеев, выкупленные за бесценок или просто конфискованные у евреев, — покупая взамен Дюрера и Рубенса. Однако многое, как выяснилось, оставлял себе. После войны Гурлитт-старший заявил, что его коллекция погибла при пожаре, к тому же никто не стал бы искать работы, которые до тех пор не появлялись ни в одном каталоге. Наследники тех коллекционеров, у которых комиссия под руководством Хильдебранда Гурлитта конфисковала произведения искусства, уже готовят иски о реституции. Недавно был обнаружен второй склад картин — в зальцбургской квартире Гурлитта. Однако найденные там работы были приобретены совершенно легально и вроде бы реституции не подлежат.
Неизвестная картина да Винчи
Осенью 2013 года радиоуглеродный анализ картины, принадлежащей семье коллекционеров и хранящейся в сейфе швейцарского банка, показал, что с большой долей вероятности это ранее неизвестное произведение Леонардо да Винчи.
На картине предположительно изображена Изабелла д’Эсте, одна из самых знаменитых женщин итальянского Ренессанса, покровительница Рафаэля, Тициана и многих других художников. С Леонардо да Винчи ее связывали сложные отношения — они переписывались, ей удалось пригласить его к себе в Мантую, но Леонардо не получил того внимания, на которое рассчитывал, и вскоре уехал. До недавнего времени считалось, что он успел исполнить только набросок к портрету Изабеллы д’Эсте, который хранится в Лувре. Однако, кажется, портрет все же был написан — возможно, Леонардо написал его не полностью и отдал доделывать своей мастерской. Радиоуглеродный анализ показал, что картина размером 61 на 46,5 см действительно была создана во времена Возрождения. В пользу того, что это ранее неизвестный шедевр да Винчи, говорит и тот факт, что картина имеет чрезвычайное сходство с наброском из Лувра — та же поза, тот же поворот головы, разве что на картине модель выглядит моложе. Если это действительно работа Леонардо, то находка не имеет цены, поскольку гений Возрождения уделял живописи не больше внимания, чем проектированию осадных сооружений и летательных аппаратов, и оставил всего 15 достоверно приписываемых ему картин.
Две неизвестные картины Ван Дейка
В прошлом году в Англии было обнаружено целых две ранее неизвестные картины фламандского художника Антониса Ван Дейка. Одна — во время телешоу «Antiques Roadshow» на BBC, которое занимается оценкой произведений искусства. Полотно принес телеэкспертам священник Джейми Маклауд. Картина из антикварного салона за 400 фунтов оказалась наброском к групповому портрету брюссельских судей, выполненному в 1634 году (сам портрет не сохранился). Теперь стоимость картины оценивают в 400 тысяч фунтов.
Второе открытие произошло чуть раньше, и тоже благодаря BBC. Телеканал запустил проект по оцифровке и каталогизации всей масляной живописи в Великобритании. В рамках этого проекта на сайте небольшого провинциального музея появилась репродукция картины, которая считалась копией работы Ван Дейка. Кристофер Браун, один из главных специалистов по творчеству Ван Дейка, заподозрил, что картина слишком хороша для копии. Было проведено исследование, которое выявило, что это действительно подлинный Ван Дейк — портрет Оливии Ботлер Портер, фрейлины королевы Генриетты Марии, жены Карла I. Ван Дейк написал эту картину, когда служил придворным живописцем при дворе Карла I.
Останки Ричарда III
В 2012 году в городе Лестер под обычной автостоянкой были найдены развалины церкви Грейфраерс, где, согласно источникам, был похоронен король Ричард III. В ходе раскопок был найден скелет мужчины около 30 лет с сильно искривленным позвоночником и многочисленными ранениями. Анализ ДНК в 2013 году подтвердил, что это и правда останки короля Ричарда.
Ричард III — одна из самых зловещих и при этом трагических фигур в английской истории. Благодаря Шекспиру он вошел в мировую культуру как зловещий горбун, который пойдет на любое злодеяние ради власти. Он был последним представителем династии Плантагенетов по мужской линии, после его смерти на трон взошла династия Тюдоров. Ричард III правил всего три года, наследовал своему брату и при жизни пользовался большим уважением как полководец и политик. Однако в битве при Босворте, которая состоялась в 1485 году, Ричард погиб, отбиваясь в одиночку от целого отряда воинов, а его противник Генрих Тюдор стал следующим королем. После его воцарения историки начали работать над укреплением королевских позиций и представляли поверженного Ричарда средоточием всех возможных грехов — как выясняется, в том числе и несколько преувеличивая недостатки его внешности. Искривление позвоночника превратилось в горб, а одна рука, менее развитая, чем та, которой Ричард мастерски сражался мечом, — в сухую от рождения. Исследователи восстановили по черепу черты лица последнего Плантагенета, и оказалось, что он совсем не был уродлив, как об этом говорится у Шекспира — который в свою очередь опирался на «Историю Ричарда III» Томаса Мора, где сказано, что король был «мал ростом, дурно сложен, с горбом на спине, левое плечо намного выше правого, неприятный лицом». Да и искривление позвоночника, скорее всего, было не врожденным, а приобретенным в детстве. С образом харизматичного злодея теперь стоит расстаться. Одно плечо у него и правда было выше другого, а все остальное — навет: Ричард был обычного роста, вполне нормальной внешности и обладал крепким здоровьем, а погиб, судя по останкам, как и описывали летописцы, — от ударов алебардой и мечом.
Новые стихотворения Сапфо
Еще одна большая сенсация 2013 года — обнаружение двух ранее неизвестных стихотворений поэтессы Сапфо, которая жила в VI–VII веках до н.э. Находка долгое время находилась в частной коллекции и только недавно попала в руки к филологу Дирку Оббинку, который утверждает, что на небольшом папирусе сохранились значительные фрагменты двух стихотворений Сапфо. Датируют папирус III веком н.э., а происходит он, по-видимому, из окрестностей древнегреческого города Оксиринх — из-за особенно сухой почвы здесь сохранилось огромное количество папирусов и свитков. Стихотворений Сапфо сохранилось очень мало, целиком — вообще только одно, так что это очень ценная находка.
Конструктивистские фрески
В ноябре 2013 года при попытке сноса здания начала 30-х годов в городе Королев в полуразрушенных стенах под обоями была обнаружена неожиданно яркая живопись. Оказалось, что это настенная масляная роспись художника Василия Маслова, которая считалась утерянной. Дом, в котором обнаружили роспись, называется дом Стройбюро — это было первое кирпичное здание на территории Болшевской трудкоммуны, созданной в рамках эксперимента ОГПУ по перевоспитанию малолетних преступников.
Найденная в Королеве роспись уникальна по многим причинам — это едва ли не единственная на территории России полностью сохранившаяся роспись времен конструктивизма, а заодно — возвращение забытого имени художника Маслова, расстрелянного в 1937 году. Все искусствоведы, видевшие работу, в один голос говорят о самобытности и удивительной яркости красок, о смелости композиции и общем потрясающем ощущении от этой работы. Сейчас фреска снята со стены полуразрушенного дома и временно выставляется в Центре авангарда Еврейского музея. Что будет с сохранившимися зданиями Болшевской коммуны, где под слоем штукатурки могут содержаться и другие неизвестные росписи, пока непонятно.
Неизвестная картина Ван Гога
В прошлом году в Амстердаме обнаружили ранее неизвестную картину Ван Гога — «Закат в Монмажуре». Владельцы картины уже приносили ее в амстердамский Музей Ван Гога в 1991 году, но им сказали, что не могут атрибутировать картину, потому что на ней нет подписи художника. Спустя 20 лет эксперты все же пришли к выводу, что полотно написано Ван Гогом в 1888 году в Арле и, соответственно, относится к позднему, самому яркому периоду его творчества. Местность Монмажур находится неподалеку от Арля, примерно здесь же была написана другая его работа — «Валуны и дуб». «Закат в Монмажуре» был продан после смерти Тео, брата Винсента Ван Гога, и в 1908 году оказался у промышленника Кристиана Николаи Мюстада, предка нынешних владельцев. Однако и тогда отсутствие подписи ввело экспертов в заблуждение, и картина была сослана на чердак, пока о ней не вспомнили после смерти хозяина в 1970 году. Сейчас картина выставлена в Музее Ван Гога.