Паррено в Париже: главный визуальный аттракцион зимы
В парижском Palais de Tokyo проходит обширная выставка Филиппа Паррено. Увлекательное путешествие, которое он устроил для посетителей, почти невозможно описать словами — поэтому «Воздух» попытался сделать это при помощи картинок и видео.
Пале де Токио — выставочное пространство мечты: 22 тысячи квадратных метров идеальной музейной архитектуры 1930-х с десятками залов, лестницами, проходами и потайными комнатами. Филипп Паррено оказался первым художником, кому эта красота досталась целиком: впервые за новейшую историю музея вся его территория отдана под одну-единственную ретроспективу. Этот щедрый жест, конечно, связан с нынешним статусом Паррено — французский видеохудожник не последняя величина в современном искусстве и к тому же друг Ханса-Ульриха Обриста — но связан лишь отчасти: важнее то, что Паррено способен превратить это пространство в тотальный визуальный аттракцион, срежиссировать переживаемое зрителем приключение от первого до последнего шага.
Все начинается с огромного видеомонитора в зале с бетонными стенами: на экране показывают короткие видеозарисовки, издали в них можно разглядеть куклу или пишущую руку, но стоит приблизиться, как изображение рассыпается на сотни мигающих светодиодов.
Сразу за экраном — небольшой атриум с механическим роялем: рояль сам по себе исполняет сложные партитуры, а на его клавиши бесшумно падает пепел. Музыка и механика — две мании Паррено, произведения Стравинского и Кейджа с одной стороны и механические объекты с другой проходят сквозь всю экспозицию, и не случайна любовь Паррено к «Петрушке» Стравинского — в истории про то, как искусство оживляет неживую тряпичную куклу, есть что-то для него особенно близкое.
В этом зале нет экспликаций и пояснительных табличек: экран и скамья как бы намекают, что надо сесть и смотреть видео, но на экране ничего не происходит — вокруг слышны лишь крики детей и звуки улицы. В качестве пояснений на выставке по большей части использованы тексты Марселя Дюшана или Джона Кейджа — небольшие таблички, мерцающие в темноте, складываются в отдельный рассказ из афоризмов, дневниковых записей вопросов без ответа.
Еще один механический объект — самописец под завернутым, в духе Паррено, названием Modified Dynamic Primitives for Joining Movement Sequences. Это сложнейший робот, который был специально собран и запрограммирован для проекта «Мэрилин» — высокотехнологичной медитации об одиночестве главной поп-дивы XX века в комнате отеля Waldorf Astoria. Синтезированный голос Мэрилин Монро комментирует окружающую обстановку и меланхолическое состояние души, а самописец строчит письма по образцу почерка голливудской актрисы. После окончания проекта робота перепрограммировали: теперь он подражает почерку самого Паррено.
Филипп Паррено создает инсталляции одновременно ультрасовременные и архаичные — в том смысле, что стремление задействовать в работе все виды искусства относит нас где-то в середину XIX века, когда появилось представление о Gesamtkunstwerk. Идея универсального произведения искусства куда старше, чем нам иногда кажется, поэтому изумление современного зрителя перед механическими самописцами и мигающими лампами, создающими настроение, объясняется проще, чем сам художественный замысел. Выставка Филиппа Паррено воздействует на все пять органов чувств — и поэтому просто не может не поразить.