перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая культура Ню, абстракция, пейзаж: за какие картины теперь будет платить государство

В Москве начала работу выставка «Эмоции»; представители Минкульта уже заявили, что именно такое искусство получит государственную поддержку в 2015 году. «Воздух» попросил участников показать свои работы и рассказать о том, что такое в их понимании современное искусство.

Искусство

«В современном искусстве есть место не только шоку, эпатажу и яркому дилетантизму»

подписьВадим Чазов живет в Санкт-Петербурге и преподает живопись в художественной школе для взрослых (работа «Светлана на красном»)Вадим Чазов, художник: «Станковая живопись, конечно, не устарела, что бы ни говорили некоторые художники. Доказательство — постоянный огромный поток посетителей в музеях изобразительного искусства. Но хорошее искусство, наверное, никогда не отражало реальность. Скорее отражало внутренний мир художника и его отношение к реальности, к объекту изображения.

Поскольку современное искусство существует на стыке различных видов и жанров и приобретает новые виды деятельности, оно должно ограничиваться только одной рамкой — ненанесение физического вреда окружающим. В изобразительном искусстве, я считаю, внешние ограничители не нужны. Тематические, стилистические и технические ограничения художник накладывает на себя сам. Но для него это не ограничения, а язык, способ самовыражения.

Замысел выставки — показать, что в современном искусстве есть место не только шоку, эпатажу и яркому дилетантизму, но и тонким высокопрофессиональным вещам».

«Человек прост, ему не надо сверхъестественного»

Картина «Полдень»

Картина «Полдень»

подписьБато Дугаржапов — современный импрессионист (картина «Мастер-класс»)Бато Дугаржапов, художник: «Искусствоведение должно рассматривать искусство с точки зрения духовного роста, тогда все становится на свои места и не возникает необъяснимых войн. Все бы понимали, на каком витке развития они находятся. Станковая живопись — это уточнение посыла. Если она будет отражать действительность, то это рудимент (так как человеку мироздание изначально дано для созерцания и трепета, а не для копии). Сейчас нужна полемика и предложения, тогда любое направление искусства будет актуально. Получается, искусство заговорило любыми вычурными языками, а диалога не возникает. Человек прост, ему не надо сверхъестественного, и отражение реальности будет долго занимать свою нишу. Это сравнимо с криком души, когда художник поневоле хватается за кисть под воздействием окружающего божественного мира. 

Новое не терпит рамок, тем более багетных, а канонические ограничения в искусстве приводят к творческому взрыву. 

Не все потеряно».

«Испытываю глубокий восторг от созерцания реальности как Божьего творения»

подписьСергей Брюханов — один из самых титулованных участников выставки «Эмоции», член союза художников РФ (картина «Ревдинский пруд. Пейзаж VII»)Сергей Брюханов, художник: «Во-первых, счесть станковую живопись устаревшим видом художественной деятельности может тот, кто в действительности не освоил ее возможности. На это может уйти жизнь. Не многие готовы на такую высокую цену. Во-вторых, следует определить, что такое реальность. Реальность — это жизнь? Слову «жизнь» можно привести минимум две дефиниции: 1) жизнь — текущее здесь — бытие от рождения до смерти; 2) жизнь — субстанция, делающая нас живыми; если угодно — душа. Передать, что такое душа, не дано никакому виду искусства. И живопись делает бесконечные попытки на пути постижения незримого. С прекращением этих попыток состарится и деградирует не живопись, а сама цивилизация. Что такое временное и что такое вечное? Вот два вопроса, ради ответа на которые стоит жить и рисовать. За 35 лет практики мне немного открылось в живописи. Считаю, что этого просто мало, чтобы я мог присоединиться к сомнениям многих художников начала XX века. А пока испытываю глубокий восторг от созерцания реальности как Божьего творения. И потребность транслировать Его гармонические коды в своих работах.

Искусство — часть культуры. А культура и есть добровольно взятые на себя ограничения. Я имею в виду тот факт, что в каждом человеке есть и возвышенное и низменное. В стремлении к гармонии ограничениями являются наши лень, страхи, гнев, жадность, похоть и прочие пороки. Безуспешно борюсь с этими ограничениями. И это творчество для меня основное. Искусство должно помочь человеку осознать свою духовную природу, современное не исключение. Какими средствами будет оперировать художник, не так важно. Мои строгие рамки — поменьше «своих» смыслов. Высшие смыслы давно изложены просветленными людьми в духовных текстах. В сравнении с ними искусство — жидкая похлебка, и с ограничениями и без ограничений».

«Станковая картина будет существовать, пока будут стоять стены»

подписьАндрей Ремнев преподает в МАХУ им. Сурикова. Андрей Ремнев, художник: «Станковая картина как форма всегда будет существовать как элемент интерьера, пока будут стоять стены. В начале ХХ века шел поиск новых художественных форм. Современность ставит задачу поиска смыслов, что послужило рождению новых направлений в изобразительном искусстве: инсталляция, перформанс, видеоарт. Вместе с тем станковая картина занимает незыблемое место и вызывает интерес у зрителя, мастерство и профессионализм здесь по-прежнему играют важную роль, как и в прошлом.

Творческих рамок не существует. Есть уважение к зрителю, и профессиональная совесть, и ответственность за сказанное. Уместно помнить врачебный девиз «не навреди» .

Замысел выставки родился, я думаю, из цепной реакции в информационном пространстве, где выложенные художниками картины живут своей жизнью, привлекают внимание зрителей и в конечном счете куратора к личности авторов. Результатом этого процесса стала выставка».

  • Где Музей современной истории России
  • Когда до 18 января



Ошибка в тексте
Отправить