перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новый дирижер Большого театра: кто он и что от него ожидать

Главным дирижером Большого назначен 36-летний Туган Сохиев. Елена Черемных полагает, что перед нами — будущий гендиректор главного театра страны.

Искусство
Новый дирижер Большого театра: кто он и что от него ожидать

Приглашение к сотрудничеству Тугана Сохиева — первый кадровый ход нового директора театра Владимира Урина. Ход вынужденный (предыдущий дирижер и музрук театра, Василий Синайский, со скандалом ушел посреди сезона, за две недели до важной премьеры оперы Верди «Дон Карлос», и замену ему нужно было найти невероятно срочно. — Прим. ред.). Но удачный, разумный и очень взвешенный. Имя Сохиева чаще других звучало в разговорах о том, кем можно заменить Синайского, — вместе с именами еще двух молодых дирижеров, Василия Петренко и Дмитрия Юровского. И многим было очевидно, что у Петренко контракт с Михайловским театром, а молодому Юровскому еще расти и расти. В общем, остается Сохиев — надежный и проверенный. Так что громом среди ясного неба эта новость не стала.

Вообще, репутация Сохиева, нынешнего руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра Берлина, приятно удивляет нормальным — а не безумным, как у нас часто бывает, — ходом событий. Он становился важной величиной на Западе постепенно, не порывая с петербургскими корнями, в частности с Мариинским театром, где работал в Академии молодых певцов и постоянное дирижерство в котором принял в 2005 году, уже дебютировав на сценах Уэльской национальной оперы («Богема», 2002) и в Метрополитен-опере («Евгений Онегин», 2003). Далее были — Хьюстонская опера, Ла Скала, мадридский театр «Реал», Мюнхенская опера. И чертова куча первоклассных оркестров, от лондонских до берлинских и венских филармонических. Он часто выбирает русский репертуар, вот и на грядущий концерт с «Филадельфия-симфони», бывшим оркестром легендарного Юджина Орманди, готовит «Картинки с выставки». То есть там он русский, у нас — как бы западный.

Влиятельные европейские журналы называют молодого маэстро чудо-величиной, карьера его развивается с невероятной скоростью, при этом Сохиев не зазнался, не занесся и даже не особенно кичится принадлежностью к великой петербургской дирижерской школе. А мог бы: в Питере его консерваторскими наставниками были Илья Мусин и Юрий Темирканов, а крестным отцом в театре — Валерий Гергиев. Его скромность, профессиональная адекватность и дипломатичность — черты почти марсианские в наших широтах, где что ни дирижер — то Музыкант Музыкантович. И Большому с ним явно повезло; больше того — театру о таком дирижере можно было только мечтать. И то, что Владимир Урин сумел договориться с ним, да еще и за такой короткий срок, в ситуации невиданного цейтнота — дело почти невероятное. Дело даже не в обнадеживающем (а не закатном) возрасте взятого на четырехлетний контракт 36-летнего дирижера. Дело в абсолютно точном попадании в яблочко.

Если раньше главдиров Большого выбирали либо по принципу известности и заслуженности (Геннадий Рождественский, Василий Синайский), либо уж из тех, кто под рукой и готов пахать как можно больше (Александр Ведерников, при котором на тех же основаниях главным приглашенным работал Николай Алексеев), то Сохиев, пожалуй, способен стать в Большом не звездой и не жертвой, а квалифицированным соучастником художественной политики. Свидетельством чему — оговоренный им (до сентября) срок для постепенного вхождения в рабочий процесс; объявленный объем собственных проектов в будущем сезоне (2 проекта, какие — пока разумно не озвучивается). И неявный, но подразумеваемый план сотрудничества с Валерием Гергиевым, при осуществлении которого из оперного дирижера с завидной репутацией Сохиева дорастят до полноценного оперного интенданта. А это значит, что по истечении директорского контракта в 2018 году Владимиру Урину будет на кого оставить Большой театр. 

Ошибка в тексте
Отправить