Новое почвенничество: как современные художники увлеклись русской деревней
Русская идея на наших глазах становится важным художественным трендом — все чаще русская деревня, русская природа и русская душа осмысляются в современном искусстве. Мария Семендяева припомнила несколько наиболее характерных примеров.
Сергей Братков и русская деревня
Сергей Братков — один из самых ироничных российских художников. После политического кризиса в его родной Украине он хотел сделать выставку о безумии, но в итоге отказался от этой идеи и поехал в глухую заброшенную деревню Цинеево, где осталось всего три жителя. Его фотографии меланхолично передают атмосферу апокалипсиса, которая уже давно стала привычной для многих некогда процветавших деревень. Идея о том, что конец света наступил, хотя никто этого не заметил, для жителей Цинеево крайне актуальна, ведь они живут буквально на обломках цивилизации, где есть здание школы, здание магазина, асфальтовая дорога, но в них нет никакой необходимости, потому что нет людей. Постановочные фотографии Браткова — золотые перстни на голых ветвях деревьев, фигура человека в клобуке, катящего автомобильную покрышку по склону, — не имеют непосредственного отношения к деревенской жизни, но передают ощущение ужаса, который внушают заброшенные людьми места.
Данила Ткаченко и русский лес
Серия портретов современных отшельников, которая получила в этом году премию World Press Photo, показывает параллельную реальность российского социума. Они живут в избушках и пещерах, и они необязательно религиозны — причины их бегства от мира самые разные. Герои Данилы Ткаченко исполнены достоинства и спокойствия, но сложно сказать, не возникает ли это впечатление в результате грамотно выполненной работы портретиста. Выпускник московской Школы Родченко, Ткаченко не скрывает своей неприязни к современному обществу и, по его собственным словам, верит не в социум, а в отдельных людей. Отшельник — это его лирический герой, сбежавший из перенаселенной Москвы, как древние старцы и святые, в дремучий сказочный лес. Тему одиночества и энтропии Данила Ткаченко продолжит развивать в следующем проекте, который будет посвящен опустевшей русской деревне.
Ирина Корина и русское бессознательное
Николай Полисский и русское народное
Главный российский лэнд-артист с 2000 года занимается созданием самого почвеннического современного искусства в России. Все началось с того, что петербургский митек уехал в деревню Никола-Ленивец в поисках тишины и покоя, а закончилось созданием художественной артели из местных жителей. Произведения никола-ленивецких промыслов известны далеко за пределами России и даже участвовали в Венецианской биеннале. Это наивное по виду, но по сути самоироничное искусство одновременно создается и на экспорт, и для себя — для широких полей на берегу реки Угра. Каждое лето вот уже восьмой год подряд здесь проводится фестиваль «Архстояние», специально для которого сам Полисский и его друзья создавали удивительные объекты прямо в лесу и в поле. В последние годы Полисский отошел от непосредственного участия в фестивале и лишь изредка строит какие-нибудь скульптуры из плетеной лозы или бревен, но продолжает жить в Никола-Ленивце, оставаясь таким образом одним из немногих русских деревенских современных художников.
Дмитрий Венков и русский карго-культ
Видео Дмитрия Венкова «Безумные подражатели» получило премию Кандинского в 2012 году, когда социальная антропология и мокьюментари были на пике моды в современном искусстве. Это короткометражный псевдодокументальный фильм о выдуманном племени, которое живет на небольшом острове между МКАД и подмосковной речкой, практикует карго-культ и собирательство мусора в целях пропитания. В сюжете задействованы «эксперты», роль которых играют художники и критики, друзья автора, а роль шамана дикого племени исполняет Сергей Пахомов. Эти современные дикари, хоть и придуманы художником, отчасти напоминают реальных цыган, живущих в совершенно нецивилизованных условиях на пустырях крупных городов. С другой стороны, в действиях этой группы дикарей можно увидеть сатиру на все современное общество, и в особенности на отдельные социальные группы, например художников. Несмотря на сатирический характер «Безумных подражателей», в этом видео явно прослеживается традиционная отечественная рефлексия на тему особого пути России.