перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Народная стройка: новая жизнь «Театр.doc» на Спартаковской

После скандального выселения «Театр.doc» из подвала в Трехпрудном главный независимый театр страны переехал в заброшенный особняк на Спартаковской. В материале «Воздуха» — о том, каким «Театр.doc» был, каким стал и каким может стать в будущем.

Искусство
Народная стройка: новая жизнь «Театр.doc» на Спартаковской

Что было

Первый документальный театр основала команда драматургов и режиссеров в 2002 году. К тому моменту техника вербатима еще не была общим местом, но уже требовала полноценного художественного осмысления; политический театр был явлением маргинальным; словосочетание «новая драма» ассоциировалась скорее с Ибсеном и Чеховым, а никак не с Вырыпаевым и Сигаревым. Под предводительством Михаила Угарова и Елены Греминой — ныне едва ли не самых влиятельных драматургов-режиссеров актуального театра — горстка неприкаянных экспериментаторов переступила порог совершенно непригодного для театральных нужд крохотного подвала в Трехпрудном переулке неподалеку от Патриарших прудов. Среди тех, кто тогда шпаклевал стены и забивал гвозди будущего центра новой драматургии, были, например, Максим Курочкин, Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев и Александр Родионов. 12 лет бурной деятельности запомнились главным образом веселыми давками на ежегодной «Любимовке» (первый и самый масштабный фестиваль современной драматургии); каноническими новодрамовскими хитами «Синий слесарь» Михаила Угарова и Руслана Маликова, «Война молдаван за картонную коробку» Александра Родионова и «Жизнь удалась» Михаила Угарова и Марата Гацалова; серией мощных гражданских актов вроде «Часа восемнадцати» (сочиненный Еленой Греминой суд над виновными в смерти адвоката Сергея Магнитского); пятиминутным «Солдатом» — первым московским спектаклем Дмитрия Волкострелова. Самые свежие «Золотые маски» «Театр.doc» принесли ударный рок-н-ролльный ситком «Зажги мой огонь» Саши Денисовой и Юрия Муравицкого и «Акын-опера» Всеволода Лисовского, где таджикские мигранты поют народные песни. И, конечно, кинопоказы — новейшее документальное кино в таком количестве показывали, кажется, только здесь. Собственно, на один из таких показов (фильма «Сильнее, чем оружие», это был благотворительный вечер в поддержку крымского режиссера Олега Сенцова, находящегося в российском СИЗО по обвинению в организации теракта в Крыму; правозащитники считают его арест незаконным) и заявились полицейские под предлогом обезвреживания заложенной в здании бомбы. В ту же ночь вход в «Театр.doc» опечатали. Впрочем, уже на тот момент было известно, что арендодатель не продлил договор аренды.

Что теперь

После полутора месяцев кочевой жизни «Театр.doc» арендовал двухэтажный запустелый особняк по адресу Спартаковская, 3, стр. 3. В XVIII веке здание служило флигелем особняка рода Савиных, позднее переходило от владельца к владельцу и, кажется, всякий раз пустовало или сдавалось в аренду. В середине прошлого века особняк приписали НИИ астрофизики, так он и перешел потом в наследство госкорпорации соответствующей направленности. Дирекция «Дока» тем временем — на правах субарендаторов.

Для того чтобы привести здание в потребный вид, не имеющий никакого финансирования «Театр.doc» объявил о «народной стройке». Со следующего дня на подмогу стали приходить журналисты, актеры, студенты, драматурги, режиссеры и незнакомые люди; очистили здание от гор строительного мусора, освободили древнюю кирпичную кладку от слоев советской штукатурки; укрепили аутентичные деревянные балки и т.д. Через месяц здесь уже прошла премьера Елены Греминой «Безумное путешествие за святыми дарами» — бродилка по всем закуткам особняка — история о том, кто такие староверы на самом деле и почему это важно. Собственно, современные староверы не остались в стороне, украсили монументальной графикой стены двух служебных помещений.

Зрительный зал в новом «Доке» примерно в полтора раза вместительнее подвала в Трехпрудном, а в заднике сцены точно так же красуются оконные проемы. Правда, теперь предстоит бороться с уличным шумом: окна особняка выходят прямо на проезжую часть, тогда как старый «Док» находился чуть ли не в самом тихом уголке центра города. Однако, чтобы временную деревянную лестницу заменить на новую надежную или чтобы установить кондиционер, требуется ряд муторных согласований с Департаментом культурного наследия — речь ведь идет о памятнике архитектуры XVIII века.

Весь прежний репертуар без потерь постепенно переезжает на новое место. Среди ближайших премьер: «Простить измену» Елены Греминой — интерактивное музыкальное шоу с элементами документального театра по элегиям Овидия (сама режиссер формулирует лаконичнее: «блокбастер»), 27 марта; «Пир» Всеволода Лисовского по Платону, подготовкой к которому послужила серия выступлений перед бездомными, — премьера 7 апреля; а аккурат к 6 мая — «Болотное дело» Полины Бородиной, мощное документальное полотно об узниках Болотной. Кинопоказы, семинары, премьеры новых пьес и фестиваль «Любимовка» — здесь же.

Ближайшая станция метро — «Бауманская», закрытая сейчас на долгосрочный ремонт. Пешком быстрее всего можно добраться от «Комсомольской», а от «Китай-города» по прямой через Покровку прямо к «Театр.doc» за 7 минут подъезжает автобус Т25.

Что будет

При идеальном стечении обстоятельств «Театр.doc» постепенно превратится в эталонный городской театр. Пока Елена Гремина и Михаил Угаров развивают потенциал работы с документом, со словом и новым текстом, Всеволод Лисовский сочиняет социальную программу бесплатных мероприятий: например, можно будет в особо обозначенное время прийти и коллективно помолчать в течение часа. Вместе с тем команда театра регулярно выезжает на большие, малые и совершенно подпольные фестивали и, что особенно важно, планирует продолжить работу с учащимися коррекционной школы. Если удастся преодолеть бюрократический барьер согласований перепланировок, то в особняке на Спартаковской откроется для зрителей еще несколько залов. Ближайший аналог такого социально-театрального центра — знаменитый Citizens Theatre в Глазго, режиссеры которого работают с тюремными заключенными, на сцене идут интерактивные документальные спектакли про жизнь горожан, а с жителей района за вход в этот театр берут символическую сумму. Единственная существенная разница — «Театр.doc» выживает сам по себе, без копейки городского бюджета.


Ошибка в тексте
Отправить