перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«На выставку приехала сладкая вата»: интервью 10-летнего коллекционера искусства

В галерее Osnova на «Винзаводе» открылась выставка работ из собрания самого юного коллекционера в мире, Ульяны Овчаренко. Ульяна рассказала «Афише», как выменяла когда-то работу Евгения Антуфьева на сто браслетов, а Павел Пепперштейн нарисовал ей собак под дождем.

Искусство
«На выставку приехала сладкая вата»: интервью 10-летнего коллекционера искусства

«Эта работа мне очень понравилась, потому что я очень люблю собак и очень люблю, когда идет дождь»

Ульяна Овчаренко Ульяна Овчаренко коллекционер современного искусства

«Я заинтересовалась современным искусством, потому что мой папа (галерист Владимир Овчаренко. — Прим. ред.) этим увлекается. У нас дома очень много современного искусства, и мне оно понравилось. Когда мы с папой ходили на разные аукционы, он мне его покупал. Мы обычно доходим до такой цены, которую папа сказал, и если никто дальше не будет [торговаться и поднимать цену], то мы берем обычно. У меня в коллекции сейчас есть Михаил Гулин, Семен Файбисович, две куклы Жени Антуфьева, Татьяна Ахметгалиева. Еще есть Пепперштейн, Чтак, Новиков, ну и все. Сколько работ — я даже не считала.

Сначала папа мне только две картины купил, а перед этой выставкой купил все остальные. Сначала он мне купил Татьяну Ахметгалиеву с ботинками и одну куклу Жени Антуфьева. А потом он докупил все это, чтобы здесь показать. Все картины для выставки я сама выбирала, я сюда принесла почти все. Женя (Евгений Антуфьев выступил в качестве куратора выставки. — Прим. ред.) еще решил из моей комнаты что-нибудь принести, потому что ему там все понравилось, — здесь мое радио, например. Мне понравилось, что в результате вышло: на открытие приехали шарики и сладкая вата, и это все было очень красиво.

Мне нравится эта кукла Жени Антуфьева (см. фото 2 — Прим. ред.), потому что я люблю розовый цвет и зеленый. На выставке даже стены покрашены в зеленый. Мне очень нравится, как он их шьет, внутри он из проволоки их делает. Ту куклу я у Жени поменяла на браслеты из резинок. Я ему дала сто браслетов, а он мне дал свою работу. Она сначала мне очень понравилась, но потом я посмотрела, что у папы на работе много его кукол, и мне все они больше понравились. Но эта тоже, конечно, нравится. Только тут чуть-чуть почему-то штучки осыпались, которые зубы.

Это Паша Пепперштейн (см. фото 6 — Прим. ред.). Эта работа мне очень понравилась, потому что я очень люблю собак и очень люблю, когда идет дождь. Он сначала хотел написать «Собака и дожди», а потом «Собаки и дожди» — в результате получилось «Собакы и дожди». Он мне эту работу подарил. Я попросила нарисовать мне собаку, и он нарисовал мне ее буквально за час. Мы потом за ней просто ездили в Петербург и взяли ее».


«Я работал со многими галереями, но более делового человека еще не встречал»

Евгений Антуфьев Евгений Антуфьев художник, куратор выставки


«Глядя на коллекцию, вы всегда понимаете, по какому принципу коллекционер ее отбирает, — это могут быть периоды, какие-то ключевые моменты, манера живописи. Есть люди, которые, как Кантор, собирают еврейских художников, у меня есть знакомая в Италии, которой нравятcя глаза, у Cвибловой в музее была знаменитая выставка фотографий рук.

В случае с Ульяной это видно еще сильнее: если в работе есть зеленый, фиолетовый или розовый, то, скорее всего, работа окажется в ее коллекции. Во многом это выставка о выборе, как он происходит, как он формируется. Рядом с очень дорогими работами (Тимур Новиков стоит в районе 20–25 тысяч евро) есть ее коллекция стиральных резинок, которые она собирает наравне с современным искусством. Ульяна очень беспокоилась за них, потому что каждая из них стоит по сто рублей. Примерно то же мы можем увидеть у любого юного коллекционера, который начинает собирать свою коллекцию, когда у него формируется вкус. Давайте говорить откровенно: ей десять лет, и по коллекции это очень видно. Я думаю, что через лет пять она будет приобретать совершенно другие работы. Но что это будет целостный вкус — это понятно.

Коллекционеры делятся на два типа: истинные собиратели, у них есть obsession, они просто не могут остановиться, и люди, которые так или иначе вкладывают деньги, они ожидают, что искусство вырастет в цене. Ульяну совершенно не интересует цена, у нее есть в коллекции такие работы, которым мог бы позавидовать истинный коллекционер. Та же работа Тимура Новикова — настоящая, она есть в каталогах, в то время как 99% его работ на рынке — фальшивки. В коллекции Ульяны есть самые разные формы приобретения: что-то художники ей подарили, что-то ей купили родители, что-то она обменяла. Я ей обменял свою работу на браслеты, которые она сплела. У коллекционеров есть самые разные формы приобретения — я с Игорем Маркиным менял свою работу на Canon 5D. А с Ульяной — на браслеты, не вижу большой разницы.

Работать с Ульяной было наслаждением. Я абсолютно ясно понимал критерий, понимал, как строить экспозицию. Рядом с работой Тимура Новикова мы повесили наклеечку в горошек, рядом с оленем Михаила Гулина — фотографию оленят. Все это было очень органично — органичнее, чем многие другие коллекции. Все цвета стен, все наклейки выбирала она: когда я сам заказал наклейки, Ульяна отменила этот заказ, потому что они ей не понравились. Я заказал наклейки с принцессами, но Ульяна сказала, что это для какого-то младшего возраста, лет для пяти. В какой-то момент я был даже испуган, это был какой-то кошмар: Ульяна звонила в семь утра, чтобы подтвердить сладкую вату, подтвердить форму шариков. Я работал со многими кураторами, со многими галереями, но более делового человека, на самом деле, еще не встречал: это идеальный менеджер и будущая Ольга Свиблова. Я абсолютно убежден, что Ульяна или создаст музей современного искусства, или его возглавит».

Ошибка в тексте
Отправить