перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Мои звери проживут 10 миллионов лет как минимум»

На фестивале «Политех» в эти выходные пройдет выставка кинетических скульптур «Strandbeests» — гигантов из пластиковых трубок, которые умеют ходить, дышать и закапываться в песок. «Воздух» поговорил с их создателем, голландским художником Тео Янсеном.

Искусство
«Мои звери проживут 10 миллионов лет как минимум»
  • Вы изучали физику в Делфтском техническом университете. Что заставило вас перейти от чистой науки к искусству?
  • Я был не очень-то усердным студентом. Мне было лень учиться. Знаете, это было время хиппи, когда каждый мог позволить себе делать что угодно. Я работал по студенческой программе в Роттердаме и что-то рисовал. В какой-то момент — это было время, когда я расстался со своей первой женой, — я понял, что больше не хочу изучать физику. И до начала 80-х я только и делал, что рисовал картины. Потом мне в голову пришла идея запустить летающую тарелку.

Проект UFO произвел на жителей Делфта сильнейшее впечатление: полиция решила, что тарелка была размером метров 30 в диаметре, а некоторые уверяли, что видели вокруг нее светящийся ореол

  • Вы тогда здорово всех напугали в Делфте, даже полицию.
  • Да, мы запустили в небо конструкцию с черным надувным шаром в форме диска. Погода в тот день была туманная, так что люди увидели лишь парящий в небе диск. Весь Делфт тогда встал на уши — об этом писали в газетах, говорили по телевидению. Эта история сделала меня на пару месяцев знаменитым в Голландии, и после этого я уже не мог просто рисовать, мне хотелось сделать что-то столь же резонансное, и я стал придумывать машины. Первой из них стала штука, которая крепилась к стене и рисовала красками объекты, которые перед ней находились. Она считывала свет, отражающийся от предмета и переводила его в краску. Я занимался ей несколько лет, потом было несколько неудачных  проектов, а в начале 90-х я придумал «Strandbeests» и до сих пор не могу остановиться.

Фотография: Максим Копосов

  • Ваши скульптуры напоминают гигантских сороконожек. Вы сами их ассоциируете с какими-то животными?
  • На самом деле я стараюсь не думать о том, что уже видел или знаю, и создаю своих зверей, исходя из их функциональности. Насекомых или, скажем, динозавров они напоминают скорее случайно. Например, у них есть ноги — и это совершенный  инструмент для передвижения по песчаным пляжам. Если вы когда-нибудь пытались кататься на велосипеде по песку, вы знаете, что это непросто, — колеса для песка не очень-то подходят.
  • Вы изготавливаете «Strandbeests» из пластиковых трубочек, бутылок и картона — в чем причина такого аскетичного подхода к выбору материалов?
  • Думаю, настоящий творец должен ограничиваться одним материалом. Природа, к примеру, использовала протеин — из него состоит все: наши глаза, кожа. Он изменялся и принимал разную форму на протяжении миллионов лет! Пластиковые трубки — и есть мой протеин. Из них я могу делать что угодно.

Животные Тео Янсена ходят под воздействием силы ветра. При этом они умеют накапливать энергию в резервуарах-легких и ходить даже в полный штиль

  • Как-то в интервью вы сказали, что мечтаете однажды создать совершенное творение. Как вы его себе представляете?
  • Оно должно быть самодостаточным, то есть обходиться без моей помощи. Пока же я вынужден защищать своих зверей от воды и ветра, спасать во время штормов. Этим летом, кстати, я собираюсь испытать кое-что новое: нос в форме спойлера. Когда начнется шторм, животное бросит якорь и спрячется за этим носом. Посмотрим что из этого выйдет.
  • А вы не задумывались о будущем своих животных в долгосрочной перспективе — что будет с ними, скажем, лет через 100?
  • Думаю их эволюция продолжится — у меня есть последователи, это те ребята, которые сейчас помогают мне с выставками, и я надеюсь, что найдутся и другие люди. Понимаете, когда работаешь со «Strandbeests», находишься в своего рода симбиозе — они не могут без меня, а я не могу без них, хотя бы потому, что выставки меня кормят. Эта взаимосвязь может продолжаться и с моими последователями, а затем и с их преемниками, то есть веками. Со времен вымирания динозавров прошло 65 миллионов лет, а «Strandbeests», думаю, проживут 10 миллионов лет как минимум.
Ошибка в тексте
Отправить