«Мизулина сошла бы здесь с ума от пропаганды педофилии и гомосексуализма»
Поэт Елена Фанайлова — о малоизвестном музее норвежского скульптора и художника Хендрика Кристиана Андерсена в Риме.
«Музей норвежского скульптора и художника Хендрика Кристиана Андерсена в Риме — один из самых выдающихся памятников культуры ХХ века, что мне приходилось видеть. Настоятельно советовал сходить туда издатель Александр Иванов, но не предупредил, в чем прелесть места. Мы с товарищами хохотали со смесью ужаса и восторга, стараясь скрывать свои чувства от смотрительниц. На вилле художника собраны его работы, завещанные городу Риму. Это собрание сочинений (примерно 400 единиц скульптуры, графики и архитектурных штудий) прожектера, гранд-маньяка и эротомана-пансексуала, начинавшего свое обучение в Америке в славные времена модерна. Мраморные и гипсовые кони и люди, святые и волшебники, любовники и грации, балерины и спортсмены, путти и подростки носятся (то есть они стоят, но впечатление, что летают, как призраки из сновидения безумца) по этому довольно большому дому в каком-то экстатическом безумии; совершенно непонятно, как эти многотонные фигуры держатся на носочках. Выражение лиц героев блаженно-идиотическое и сладострастное одновременно. Мизулина сошла бы здесь с ума от монументальной пропаганды педофилии и гомосексуализма. Немного странно, что никто из современников, читавших доктора Фрейда (Андерсен умер в 1940 году), не намекнул создателю, что это сочетание грандиозного и эротического просто комично. Судя по карточкам в музее, Рабиндранат Тагор вполне серьезно относился к этому культурному герою, раз приехал в его дом с визитом. Впрочем, англоязычные источники сообщают, что интимный друг скульптора, писатель Генри Джеймс, уговаривал его в письмах отказаться от гигантомании и некритической любви к словам «Мир» и «Величие».
Андерсен отметился как проектировщик-градостроитель утопическим проектом Мирового города, где искусства и науки, религия и промышленность слились бы в бесконечном совершенстве и делали бы человечество человечнее, а монументальная архитектура служила бы делу мира во всем мире и международному согласию. Эта жизнестроительная концепция так и не была воплощена, хотя могла бы, она вполне вписывается в картину архитектурных и градостроительных проектов тоталитарных режимов 30-х годов. Те же англоязычные источники сообщают, что философия городского планирования и проекты Андерсена повлияли на Ле Корбюзье. Андерсен был протестантом и весьма религиозным человеком, обожал мать и сестер. Его музей — это энциклопедия фрика-монументалиста. Незабываемое зрелище».