«Миф о любимом вожде»: путеводитель по выставке о Ленине и Сталине
В Историческом открылась экспозиция о канонизации Ленина и Сталина в СССР. «Воздух» попросил куратора Татьяну Колоскову рассказать о главных экспонатах выставки.
«В этом доме с 1936-го года работал музей Ленина. В 1993-м распоряжением президента он был закрыт, коллекции переданы Государственному историческому музею и эти 20 лет они были практически недоступны. Мы же в это время работали, изживали собственное начетничество и изучали коллекции. Я, объездив множество музеев, могу вам сказать со всей ответственностью — ни в одном музее нет такой полной и разнообразной коллекции, которая давала бы такое полное представление о том, как образы выдающихся политических деятелей канонизировались рукой истории. Поэтому эта выставка рассказывает не о жизнедеятельности Ленина и Сталина, а о том, чего мы, в общем, не знаем, — какими средствами создавались культы вождей, поддерживались, какова была эволюция их культа и т.д. Впервые такая важная тема как авторитет вождей переведена на музейный язык. Мы строили экспозицию как музей бывшего музея и поставили себе за правило: показывать исключительно подлинные коллекционные материалы».
Личные вещи Ленина
«Как выглядел Владимир Ильич? Его рост был 165 сантиметров. Все, кто видел его, отмечали что он был скромно, аккуратно и опрятно одет — но без излишеств. Это вещи, в которых он приехал из эмиграции в Швейцарии. Мы привыкли видеть Ленина в кепке, но, надо сказать, что вернулся Ленин в Петроград в шляпе. Я заостряю на этом внимание, потому что однажды, когда еще был открыт музей Ленина, на экскурсии один чудаковатый человек все меня спрашивал: когда Ленин начал носить кепку? Я не могла понять, почему его это так интересует. Оказывается, позже он написал антиленинскую книгу, и в ней трактовал появление кепки как политическую мимикрию политика. Действительно, он и приехал в шляпе, и носил ее до ухода в подполье, а кепка появилась уже сильно позже. Элегантные вещи, да, Владимира Ильича даже в самые лихие революционные дни нельзя было застать неопрятным. Это все влияние его матери, у нее были немецкие и шведские корни, она воспитывалась в пуританском духе и так же воспитывала детей».
Графика
«Здесь мы показываем графические листы, впервые такую обширную графическую коллекцию, которая рассказывает и о жизни Ленина, и о его политической карьере. Вся она взята из фондов музея, это произведения лучших советских графиков. Вы здесь увидите имена, про которые и представить невозможно, что они посвящали свое время таким сюжетам — Кустодиев и множество других».
Картина Авилова «Появление Ильича в Смольном»
«У нас тут много картин, которые в советские годы были спрятаны в спецхранах. В 1930-е ушла в подполье вот эта картина Авилова. Как вы знаете, иконография Троцкого была полностью изъята правящей линией. Позже, уже в 1950-х, многие картины с ним были приговорены к уничтожению, но музейщики есть музейщики, и кое-что спрятали. Это ранняя работа Авилова, 1923 года, сделана она была для уголка Ленина на сельскохозяйственной выставке, которая была организована в парке Горького. И глядя на Троцкого и Ленина на ней, трудно представить, что вот эти два лидера в скором времени станут моторами революции».
Копия рабочего кабинета Ленина в Кремле
«Когда в 1927 году открылся музей Ленина на Большой Дмитровке, для него была заказана точная копия его рабочего кабинета в Кремле. Копия сделана в мастерских Большого театра. Мы не смогли показать всего и выставили только фрагмент кабинета — рабочий стол. Оригинальные же вещи долгое время находились в Кремле, а сейчас вы их можете увидеть в Горках».
Картина Бродского «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна»
«Этот зал посвящен вождям коммунистического интернационала. В центре — огромное полотно Исаака Бродского. Ему поручили зарисовать события II Конгресса Коминтерна в 1920 году, и это вылилось в такую вот картину. Она создавалась 4 года, художественный мир воспринял ее негативно и ехидничал, что это хорошо раскрашенная фотография. Тем не менее она является важным историческим документом, никто это не отрицал. По легенде здесь где-то 225 лиц, это деятели Коминтерна и партии большевиков. В ходе работы конгресса Бродский сделал где-то 125 зарисовок деятелей международного коммунистического движения, и мы впервые показываем их здесь — с автографами самих героев. Бухарин, Радек, Балабанов: здесь много портретов людей, ставших впоследствии «троцкистами», из-за чего эти портреты долго прятали в запасниках. А на тачскрине вы можете по фамилии узнать, где на картине какой деятель изображен».
Карточки Крупской
«Работа Владимира Ильича со сверхнапряжением не могла не сказаться на его здоровье. С 1921 года он пережил каскад инсультов, после третьего перестал говорить. Но в августе 1923-го началось восстановление, и Надежда Крупская начала его заново учить говорить. Мы впервые показываем эти материалы, которые были сделаны самой Крупской. Она учила трибуна революции заново читать, считать, говорить по вот таким вот карточкам. Это никогда никому не показывали: в Центральном музее Ленина мы всегда следовали тому, что Ленин и теперь живее всех живых. Поэтому о подробностях его болезни никогда не рассказывали».
Картина Серебряного «На пятом (Лондонском) съезде РСДРП»
«Вот интересная тема: культы вождей, их эволюция во времени. Сталин при прощании с Лениным заявил себя наследником его дела. И посмертный культ Ленина до начала 1930-х годов служил легитимным средством восхождения Сталина к вершинам власти. Этот процесс можно проследить и в живописи, которая специально заказывалась для музея Ленина. Это картина Серебряного 1947 года, она посвящена пятому съезду РСДРП в лондонской церкви братства. На съезде была острая политическая борьба между большевиками и меньшевиками по вопросам тактики в период спада революции, и для поддержки партии большевиков с Кавказа приглашается никому не известный революционер. В протоколах он проходил под псевдонимом Иванович и на съезде не выступал. Он не был наделен ни решающим, ни совещательным голосом, но Серебряный в 1947-м делает его центром композиции. Как видите, в то время уже нельзя было говорить, что на Лондонском съезде присутствовал Троцкий, а московскую организацию представлял Каменев, которого тогда избрали в ЦК. Из узнаваемых людей вы видите только Ленина, Сталина, Горького и Ворошилова. Но критики этого не замечали. Знаете за что они критиковали эту картину? За то, что молодой революционер не мог в присутствии сидеть, да еще широко расставив ноги. Не мог он так себя вести перед лицом учителя».
Плакат Клуциса
«Тот же процесс можно проследить в советском политическом плакате. Это Клуцис. Один из первых плакатов, на котором Сталин изображен в одном ряду с основоположниками научного коммунизма и Лениным. Обратите внимание на прием художника: из четверых Сталин единственный, кто имеет контакт с публикой. Он смотрит вам прямо в глаза. Тем самым художник подчеркивает его значимость».
Кепка
«Вот подлинная ленинская кепка. Да, она отличается от тех, в которых Ленина все время изображали, но кепка — это миф, который тоже был создан; их в то время начали носить в Европе, они были в моде, и Ленина начали изображать в них. Мы же здесь рассказываем об эволюции образов».
Плакат к 70-летию Сталина
«А это уже культ, его пик. Плакат к 70-летию Сталина. В культовых плакатах есть одна особенность — в них можно проследить, как сакральные приемы христианской церковной живописи переносятся в политическую сферу. Книга в христианской живописи всегда находилась в руках отцов церкви, это атрибут богословской учености. Причем закрытая книга означала тайну или совершение таинства, а открытая — путь к мудрости и правде. Если вы посмотрите на этот плакат, то увидите тайну и таинство за Иосифом Виссарионовичем. Но в руках он держит раскрытую книгу, и он один знает путь к правде и свободе, поскольку он — светоч коммунизма. Еще один момент. Ленин никогда не изображался в военной форме, хотя на выставке мы показываем тренч, который он носил в Горках. А атрибутом Сталина всегда был военизированный костюм. Ну и трубка».
Сталинские трубки
«Это впервые выставляемая коллекция сталинских трубок, которые хранились на его ближней даче в Волынском. Это подарки. Среди них есть потрясающие экземпляры, в том числе номерные данхилловские трубки. Для трубачей эта коллекция представляет огромный интерес, потому что в ней трубки из разных стран, это вообще история мировых традиций производства этого предмета. Не буду вам говорить, сколько все это может стоить».
Аппликация из Азербайджана
«Совсем неправда, что культы народных вождей создавались только официальной пропагандой. Это был плод народного творчества. Как после смерти Ленина люди в отсутствие средств массовой коммуникации могли узнать, кто пришел к власти? С помощью изображений — это были или официальные фотографии, или отлитованные портреты. Отлитованные — значит, пропущенные через цензуру. На основе отлитованных вещей народные умельцы из разных стран создавали портреты, и этот зал посвящен им. На открытии выставки один товарищ, который хотел подискутировать и вывести меня из себя, постоянно говорил, что все это был плод промывания мозгов. Я ему отвечала: «Милый мой, но в Мексике-то не было агитпропа, в Индии, Японии, Боливии, Магадаскаре». Эта аппликация была сделана турчанкой из Азейрбаджана в 1920-х годах. Заметьте, что тогда в мусульманских произведениях запрещено было изображать человека, но Латифа Месаутова нашла выход и изобразила так называемую сходку вокруг Ленина, который находится на трибуне с ковром. Что интересно, она трактует фигуру Ленина красным цветом. Говорят, что это дань красному знамени, но на самом деле нет. Когда-то в Азербайджане существовало мощное освободительное движение под руководством Бабека. И их в народе называли «люди в красном». Если мы с вами будем говорить о присвоении образа Ленина в разных концах земного шара, то это всегда освоение образа национальной традицией или приобщение образу национальных черт».
Ковер с Кубани
«А это праздник народного творчества. Вышивка гладью с Кубани, которую подарили Сталину. У нас тут много ковров».
Подарки Сталину к его семидесятилетию
«Пик признания Сталина во всем мире. В дни, когда принимались подарки, было прислано 18,5 тысяч предметов. Их потом показывали в трех музеях — Пушкинском, Политехническом и Революции. Здесь на переднем плане навершие знамени германских коммунистов, которое было сожжено фашистами в 1933-м году в Баварии. А французские коммунисты прислали модель стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез с выгравированными словами Виктора Гюго: «Единственное, что мы просим у будушего, это справедливости, но не отмщения».
Бюсты Ленина скульптора Андреева
«Этот зал посвящен увековечиванию образов вождей. В 1926 году скульптору Николаю Андрееву было дано поручение сделать скульптурный портрет Ленина для зала заседаний Совнаркома. Скульптор до этого зарисовывал Ленина с натуры. И вот он запирается на шесть лет в мастерской и ищет образ. Этот процесс мы впервые показываем, процесс того, как мастер ищет образ Ильича — именно такое задание ему дали. В 1934 году он показывает результат Сталину и Меркурову, и они отвергают его работу. Тогда он с горечи напишет: «Ильич больше не нужен, нужен Ленин». Это движение от портрета с индивидуальными чертами к символу здесь хорошо прослеживается».
Посмертная маска Сталина
«Ленинские маски тиражировались и сейчас возникают на аукционах мира, где выдаются за подлинные. Но только мы храним подлинники масок Ленина и Сталина. Видите, даже волоски отпечатались на гипсе. Эта маска сделана скульптором Манизером».
- Где Исторический музей
- Когда 26 марта — 13 января
- Билеты взрослые — 300 рублей, школьники и студенты — 100 рублей