Казимир Малевич в мире поп-культуры: детективы, платья и компьютерные игры
Первой версии «Черного квадрата» Малевича исполнилось 100 лет — и 5 декабря в Русском музее открылась выставка «Казимир Малевич. До и после квадрата». «Воздух» исследовал, как идеи Малевича отразились в популярной культуре.
«Я преобразился в ноль форм и выловил себя из омута дряни Академического Искусства», — писал Казимир Малевич в манифесте супрематизма. Его «Черный квадрат» давно не воспринимают как ноль, отсутствие знака, — он стал единицей, включающей в себя всю историю авангарда. Трудно найти человека, которому нечего сказать по поводу главной картины XX века. И даже если забыть о том, сколько черных квадратов написали современники и соратники Малевича, редкий из современных русских художников не поиграл с этим образом: он появлялся у Тимура Новикова, Павла Пепперштейна, Комара и Меламида, Эрика Булатова и десятка других. А группа «Синие носы» составила из колбасных обрезков, сыра и черного хлеба целый фотопроект под названием «Кухонный супрематизм». Малевич вездесущ.
Вокруг его картин закручиваются сюжеты детективов: в романе «Red Square» («Красный квадрат»/«Красная площадь») Мартин Круз Смит отправляет сыщика Аркадия Ренько расследовать появление шедевра Малевича на
Казимир Малевич. Красный квадрат, 1915 черном рынке, а в «Двойной рокировке» («The Art Thief») Ноа Чарни из музеев исчезают два «Белых квадрата», что дает автору лишний повод порассуждать о вкладе художника в мировую культуру. Малевич появляется и в кино: не так давно героиня Кирстен Данст в «Меланхолии» истерично заменяла его репродукции в шкафу на «Охотников на снегу» Брейгеля Старшего.
Казимир Малевич и сам любил шоу. Поэтому охотно взялся за декорации для футуристической оперы Алексея Крученых и Михаила Матюшина «Победа над солнцем». Именно там впервые, в качестве задника, возник черный квадрат — как замена солнца, символ победы культуры над природой. Премьера спектакля состоялась в 1913-м, и в честь его 100-летнего юбилея за «творческое переосмысление» постановки взялся Театр Стаса Намина. А четыре года назад труппа Liquid Theatre представила оживших крестьян с картин Малевича на «Архстоянии». И они не единственные, кто очарован идеей оживить портреты художника: так, венгерка Флора Борси включила «Женский торс» в свой проект «Модели в реальной жизни» («The Real Life Models»).
Возвращаясь к «Победе над солнцем»: конечно, декорациями дело не ограничилось — Малевич спроектировал и костюмы для оперы. Впрочем, они мало чем отличаются от тех, что мы видим на «Девушках в поле» или «Спортсменах». Коллекции одежды, вдохновленные картинами Малевича, Казимир Малевич. Супрематическое платье, 1923появляются если не ежегодно, то уж точно регулярно. Из последних: в 2010 году марка Alexis Mabille выпустила на подиум моделей в платьях из двух- и четырехцветных панелей с прическами, сделавшими их похожими на прилежных учениц Круэллы де Виль — одна половина головы окрашена в фуксию или синий электрик. Подобным образом на картинах Малевича обыграна светотень. А для весенней коллекции-2013 итальянец Габриеле Коланджело, начинавший в домах Versace и Cavalli, усложнил этот принцип, добавив градиента и глянцевых вставок по мотивам супрематических композиций. Оммаж художнику совершил и дом Dior: на недавней выставке в Пушкинском музее можно было увидеть причудливое платье из коллекции 2002 года, которое, казалось бы, обыгрывает образы комедии дель арте, но в то же время удивительно напоминает «Женщину с граблями». И речь не только об одежде: дизайнер Келли Уэстлер выпустила целую коллекцию ювелирных украшений Suprematist, где есть ошейник Pavlov, подвеска Cosma, кольцо Larisa и сережки Malevich.
Заняться промдизайном Малевич тоже успел. В 1911-м он разработал для «Новой зари» флакон одеколона «Северный», который выпускали до 1991 года, — дизайн оставался практически неизменным. А в 1920-е вместе с учениками Николаем Суетиным и Ильей Чашником художник разрабатывал кухонную утварь. Тогда их чайный набор не удалось запустить в производство, но несколько лет назад Императорский фарфоровый завод в Петербурге вместе с лондонской фирмой Ars Limited подняли архивы, и сервиз вышел в тираж. Его можно купить — правда, обойдется чаепитие недешево.
Супрематические вязаные стаканчики для карандашейКак и многие авангардисты, Малевич создавал орнаменты для текстиля, мечтая, чтобы люди будущего ходили нарядными. А благодаря дружбе с Элем Лисицким увлекся архитектурой и даже вступил в ОСА (Объединение современных архитекторов). Дома для людей будущего должны были, по мысли художника, состоять из архитектонов, элементарных геометрических форм, которые врезаются друг в друга под прямым углом. Под впечатлением от гипсового архитектона «Альфа» 1923 года группа энтузиастов из Барселоны придумала карманную игрушку-конструктор Be a Malevich Architectons. У них же можно приобрести складной столик имени Пита Мондриана.Малевич был из тех, кто, опровергнув принципы мимесиса, показал нам возможность виртуальной реальности. Сегодня очутиться в супрематическом аду можно при помощи игры-прыгалки Malevich: вы попадаете в двухмерное подобие центрифуги и становитесь беспомощным черным квадратом. Задача игрока — скакать по цветным прямоугольникам и не свалиться в бездну. Число уровней, само собой, бесконечно.
Скоро появится и русский симулятор Малевича: игру Kazemirych разрабатывает Виолетта Постнова, молодой дизайнер из Москвы. Пока что оценить агрессивных людей с граблями и дебри орнамента, которые надо преодолевать ползком, можно при помощи промо-ролика.
«Черный квадрат» давно перестал быть нулем. У него есть цена, и супрематизм превратился в товар. «Малевич отдыхает» — слоган распродажи подушек в IKEA. Отдых художника символизирует квадратная подушка «Госа Лагом» на голубом фоне. Смесь хлопьев «5 злаков» от компании «Мистраль» украшают плохо стилизованные под Малевича крестьяне — эта пшеница первозданна, как супрематические фигуры, ее даже не надо варить. А эстонский торговый центр Viru Keskus открыто провозгласил supreshopism — серией плакатов, где простые геометрические формы превращаются в сумочки, пуговки и кулоны. Малевич, с такой радостью встретивший социалистическую революцию, отлично вписался в современные рыночные отношения. А некоторые поклонники даже полагают, что «Черный квадрат» прекрасно сочетается с музыкой группы Scooter.
Казимир Северинович Малевич видел в черном квадрате то, что «видели люди в лице Бога». Он верил, что рисует иконы для мира, который уже никогда не будет прежним. Но мир не меняется — это знал еще Даниил Хармс, когда писал художнику стихотворный некролог. Заканчивается он так:
Исчезает память твоя и желание твое — Трр.
- Где Русский музей, Санкт-Петербург
- Когда 5 декабря — 2 февраля