Как современное искусство захватывает храмы
В соборе Святого Павла в Лондоне появилась новая видеоинсталляция Билла Виолы, посвященная святым мученикам. «Воздух» вспомнил другие примеры того, как современное искусство осваивается в церковном интерьере.
Кристиан Болтанский «Святая неделя»
Церковь Сент-Эсташ, Париж, 1994
В конце 80-х годов приход парижской церкви Сент-Эсташ возглавил отец Жерар Бенето, который в 90-е годы привлекал к сотрудничеству самых известных современных художников. В 1994 году Кристиан Болтанский устроил в храме необычную пасхальную инсталляцию. В Великий четверг, когда в церкви вспоминают события Тайной вечери и причастия апостолов, в Сент-Эсташ накрыли большой стол и всех прихожан попросили оставить в церкви после ужина пальто. На следующий день, в Страстную пятницу, пальто положили в центральном нефе, а возле алтаря поместили группу из еще трех пальто, которые символизировали Христа и двух разбойников. На Пасху, после службы, прихожанам было предложено забрать свою одежду и отнести ее в машину, которая должна была отвезти гуманитарную помощь в Боснию и Герцеговину.
Ребекка Хорн «Лунное зеркало»
Собор Святого Павла, Лондон, 2005
Инсталляция одной из самых известных немецких художниц XX века была установлена в западной части собора Святого Павла в Лондоне в рамках большой ретроспективы, которая проходила в это время в одной из галерей. С помощью статичных и подвижных зеркал художница создала сложную иллюзию, которая позволяла зрителям одновременно видеть полумесяц под потолком собора и при этом будто бы заглядывать в глубокий колодец.
Йоко Оно «Утренние балки»
Собор Святого Павла, Лондон, 2006
В 2006 году Собор Святого Павла украсила инсталляция Йоко Оно, которая состояла из веревок и балок. Белые стропы соединяли свод с тяжелыми балками, лежащими на полу, напоминая о божественном свете.
Pleix «Астральное тело церкви»
Церковь Сент-Эсташ, Париж, 2007
В рамках фестиваля Nuit Blanche в 2007 году 13 фасадов церквей в Париже украсили художественные видеопроекции. На фасаде последней готической церкви Парижа Сент-Эсташ было показано видео арт-объединения Pleix. Работа под названием «Body Astral Church» была сделана по принципу алтарного триптиха и развивала тему взаимодействия культа тела и культа духовности.
Трейси Эмин «Для тебя»
Кафедральный собор, Ливерпуль, 2008
В 2008 году Ливерпуль был выбран культурной столицей Европы, и по этому случаю было решено заказать произведение для ливерпульского собора какому-нибудь современному художнику. Выбор пал на Трейси Эмин, соратницу Дэмиена Херста по движению «Молодые британские художники» (YBA), основной темой работ которой всегда был секс, отношения с многочисленными любовниками, злоупотребление алкоголем и веществами и пр. Она сделала надпись неоновыми трубками, которая гласит: «Я чувствовала тебя, и я знала что ты любишь меня» («I felt you and I knew you loved me»). Сама Трейси Эмин поясняла, что имела в виду любовь к ближнему, но, разумеется, речь может идти и о божественной любви.
Уго Бонамен «Купол солистов»
Церковь Сен-Мерри, Париж, 2008
Католическая церковь Сен-Мерри пригласила в 2007 году молодого франко-аргентинского художника Уго Бонамена поработать в интерьере старинного собора как в арт-резиденции. В результате он создал целую серию работ. Например, этот деревянный купол с нарисованным внутри портретом служил одновременно и декоративным украшением, и функциональным элементом — улучшал акустику.
Энтони Гормли «Вспышка II»
Собор Святого Павла, Лондон, 2010
Энтони Гормли создает антропоморфные скульптуры разных размеров — от огромных, размером с дом, до таких, которые помещаются в ладонь. Его работы всегда открыты окружающей среде и стараются в нее вписаться. Для Собора Святого Павла Энтони Гормли создал абстрактную скульптуру, которую он сам описал так: «Кристофер Рен (архитектор собора Святого Павла. — Прим. ред.) понимал пропорции, пространство и гравитационную динамику, как ни один другой британский архитектор своего времени. Геометрическая лестница является наивысшим, самым элегантным результатом этого понимания. «Вспышка II» — это моя попытка использовать прикладную геометрию, чтобы построить энергетическое поле, описывающее место человека в пространстве».
Гейс ван Варенберг «The Upside Dome»
Церковь Святого Михаила, Лёвен, 2010
Архитектор Гейс ван Варенберг в 2010 году создал свисающий купол для церкви Святого Михаила в голландском городе Лёвен. Эта церковь XVI века так и не была достроена — выяснилось, что ее стены недостаточно крепки, чтобы выдержать купол. Чтобы устранить историческую несправедливость, Гейс ван Варенберг создал конструкцию из цепей, которая свисала со свода в том месте, где по первоначальному проекту должен был возвышаться купол. У этой работы может быть несколько смыслов, самый поверхностный из которых — аналогия с рыбацкой сетью, отсылающая к христианской символике.
Субодх Гупта «Голодный бог»
Церковь Святой Магдалины, Лилль, 2004
Маркос Зотес «Наэлектризованная природа»
Церковь Хадльгримскиркья, Рейкьявик, 2012
В рамках зимнего Фестиваля света в Рейкьявике нью-йоркский художник Маркос Зотес создал мультимедийную инсталляцию, которая проецировалась на главную церковь столицы Исландии. И пусть главной идеей инсталляции не было религиозное просвещение, в ней сошлись воедино впечатления от своеобразной природы Исландии и своеобразной архитектуры лютеранской церкви Хадльгримскиркья, построенной в 1945 году.
Палкаль Мартин Тайи «Паскаль»
Церковь Святого Бонавентуры, Лион, 2010
Колонна камерунского художника Паскаля Мартина Тайи из поставленных друг на друга кастрюль была водружена в соборе Святого Бонавентуры, покровителя францисканского ордена, а также матерей, ожидающих потомства, детей, теологов, носильщиков, производителей шелка и рабочих. Работа была частью большой выставки камерунца, однако именно эта инсталляция вызвала недовольство местных жителей и в конце концов была разрушена неизвестными — кто-то намеренно перерезал веревку, поддерживающую баланс кастрюль.
Джейн Александр «Исследования»
Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2013
Джейн Александр — художница их ЮАР, которая в основном знаменита своей работой 1985 года «Ребята-мясники» («The Butcher Boys»), которая изображает трех белокожих существ, сидящих на скамье. Их тела кажутся нормальными, человеческими, но глаза совершенно черные, а на голове — рога. Таким образом художница выступала против апартеида. Собственно, это и определило дальнейшую творческую судьбу Джейн Александр. В 2013 году она создала работу «Исследования (с мыса Доброй Надежды)» для храма Святого Иоанна в Нью-Йорке, чрезвычайно близкую по стилю к той ранней скульптуре, которая хранится в музее Кейптауна. Несколько скульптурных групп, разбросанных по храму, разыгрывают сценки насилия, дискриминации и депривации, а герои этой истории — люди с головами животных.
Мигель Шевалье «Волшебные ковры»
Бывшая церковь Сакре-Кёр, Касабланка, 2014
Собор Сакре-Кёр в Касабланке был построен в 1930 году, когда Марокко еще было под французским протекторатом. В 1956 году, после обретения страной независимости, в храме перестали проводить службы и он превратился сперва в школу, а потом в культурный центр. Французский художник Мигель Шевалье создал масштабную проекцию на полу бывшего собора — узор меняется, распадается на пиксели и движется в такт музыке.
Сю Бин «Феникс»
Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2014
В храме Святого Иоанна регулярно проводятся выставки современного искусства. Два огромных дракона — олицетворяющих мужское и женское начало — были созданы китайским художником Сю Бином несколько лет назад. Непросто объяснить связь между огромными китайскими птицами-фениксами и интерьером самого большого англиканского собора в мире. Прихожан это, однако, не слишком заботит, потому что культурная программа храма существует давно и уже не связана непосредственно с богослужебными целями.
Билл Виола «Мученики»
Собор Святого Павла, Лондон, 2014
Последнюю работу главного американского видеохудожника Билла Виолы в соборе Святого Павла рецензенты уже назвали «высокотехнологичным Караваджо». Это инсталляция из четырех плазменных экранов, напоминающая средневековый алтарь-полиптих — с той лишь разницей, что мучения святых здесь разыграны в движении. Четыре стихии, с помощью которых мученики подвергаются пыткам, показаны эстетически безупречно, но при этом реалистично. Гармония мультимедийного и религиозного в этом произведении не оставляет сомнений в том, что это логичное продолжение традиционного протестантского искусства.
«Двоесловие/Диалог»
Храм Святой мученицы Татианы при МГУ, Москва, 2010
Выставка «Двоесловие» задумывалась как первая попытка диалога православной церкви с современным искусством, но попытка провалилась: выставку яростно критиковали как некоторые художники (за желание «идти на поводу у церковников»), так и часть православной общественности (за «капитуляцию перед кощунниками»). Авторы петиции деятелей культуры патриарху Кириллу, которую подписали в числе прочих Валентин Распутин, Николай Бурляев, а также художники и иконописцы, риторически вопрошали, что общего у Русской православной церкви с актуальным искусством, которое находится «вне пределов культуры» и «культивирует соблазн и скандал», и настаивали, что диалог у церкви с современным искусством может выражаться только в осуждении «кощунственных выставок». После этого выставок, подобных «Двоесловию», устраивать никто не пытался.