перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как современное искусство захватывает храмы

В соборе Святого Павла в Лондоне появилась новая видеоинсталляция Билла Виолы, посвященная святым мученикам. «Воздух» вспомнил другие примеры того, как современное искусство осваивается в церковном интерьере.

Искусство

Кристиан Болтанский «Святая неделя»

Церковь Сент-Эсташ, Париж, 1994

Фотография: www.protestantismeetimages.com

В конце 80-х годов приход парижской церкви Сент-Эсташ возглавил отец Жерар Бенето, который в 90-е годы привлекал к сотрудничеству самых известных современных художников. В 1994 году Кристиан Болтанский устроил в храме необычную пасхальную инсталляцию. В Великий четверг, когда в церкви вспоминают события Тайной вечери и причастия апостолов, в Сент-Эсташ накрыли большой стол и всех прихожан попросили оставить в церкви после ужина пальто. На следующий день, в Страстную пятницу, пальто положили в центральном нефе, а возле алтаря поместили группу из еще трех пальто, которые символизировали Христа и двух разбойников. На Пасху, после службы, прихожанам было предложено забрать свою одежду и отнести ее в машину, которая должна была отвезти гуманитарную помощь в Боснию и Герцеговину.

Ребекка Хорн «Лунное зеркало»

Собор Святого Павла, Лондон, 2005

Фотография: REX/Fotodom

Инсталляция одной из самых известных немецких художниц XX века была установлена в западной части собора Святого Павла в Лондоне в рамках большой ретроспективы, которая проходила в это время в одной из галерей. С помощью статичных и подвижных зеркал художница создала сложную иллюзию, которая позволяла зрителям одновременно видеть полумесяц под потолком собора и при этом будто бы заглядывать в глубокий колодец.

Йоко Оно «Утренние балки»

Собор Святого Павла, Лондон, 2006

Фотография: www.stpauls.co.uk

В 2006 году Собор Святого Павла украсила инсталляция Йоко Оно, которая состояла из веревок и балок. Белые стропы соединяли свод с тяжелыми балками, лежащими на полу, напоминая о божественном свете.

Pleix «Астральное тело церкви»

Церковь Сент-Эсташ, Париж, 2007

Фотография: Pleix

В рамках фестиваля Nuit Blanche в 2007 году 13 фасадов церквей в Париже украсили художественные видеопроекции. На фасаде последней готической церкви Парижа Сент-Эсташ было показано видео арт-объединения Pleix. Работа под названием «Body Astral Church» была сделана по принципу алтарного триптиха и развивала тему взаимодействия культа тела и культа духовности. 

Трейси Эмин «Для тебя»

Кафедральный собор, Ливерпуль, 2008

Фотография: www.flickr.com/photos/bevgoodwin

В 2008 году Ливерпуль был выбран культурной столицей Европы, и по этому случаю было решено заказать произведение для ливерпульского собора какому-нибудь современному художнику. Выбор пал на Трейси Эмин, соратницу Дэмиена Херста по движению «Молодые британские художники» (YBA), основной темой работ которой всегда был секс, отношения с многочисленными любовниками, злоупотребление алкоголем и веществами и пр.  Она сделала надпись неоновыми трубками, которая гласит: «Я чувствовала тебя, и я знала что ты любишь меня» («I felt you and I knew you loved me»). Сама Трейси Эмин поясняла, что имела в виду любовь к ближнему, но, разумеется, речь может идти и о божественной любви. 

Уго Бонамен «Купол солистов»

Церковь Сен-Мерри, Париж, 2008

Фотография: hugobonamin.wordpress.com

Католическая церковь Сен-Мерри пригласила в 2007 году молодого франко-аргентинского художника Уго Бонамена поработать в интерьере старинного собора как в арт-резиденции. В результате он создал целую серию работ. Например, этот деревянный купол с нарисованным внутри портретом служил одновременно и декоративным украшением, и функциональным элементом — улучшал акустику. 

Энтони Гормли «Вспышка II»

Собор Святого Павла, Лондон, 2010

Фотография: www.antonygormley.com

Энтони Гормли создает антропоморфные скульптуры разных размеров — от огромных, размером с дом, до таких, которые помещаются в ладонь. Его работы всегда открыты окружающей среде и стараются в нее вписаться. Для Собора Святого Павла Энтони Гормли создал абстрактную скульптуру, которую он сам описал так: «Кристофер Рен (архитектор собора Святого Павла. — Прим. ред.) понимал пропорции, пространство и гравитационную динамику, как ни один другой британский архитектор своего времени. Геометрическая лестница является наивысшим, самым элегантным результатом этого понимания. «Вспышка II» — это моя попытка использовать прикладную геометрию, чтобы построить энергетическое поле, описывающее место человека  в пространстве».

Гейс ван Варенберг «The Upside Dome»

Церковь Святого Михаила, Лёвен, 2010

Фотография: Jeroen Verrecht

Архитектор Гейс ван Варенберг в 2010 году создал свисающий купол для церкви Святого Михаила в голландском городе Лёвен. Эта церковь XVI века так и не была достроена — выяснилось, что ее стены недостаточно крепки, чтобы выдержать купол. Чтобы устранить историческую несправедливость, Гейс ван Варенберг создал конструкцию из цепей, которая свисала со свода в том месте, где по первоначальному проекту должен был возвышаться купол. У этой работы может быть несколько смыслов, самый поверхностный из которых — аналогия с рыбацкой сетью, отсылающая к христианской символике.

Субодх Гупта «Голодный бог»

Церковь Святой Магдалины, Лилль, 2004

Фотография: www.efmaroc.org

Субодх Гупта — один из самых известных индийских художников. Свои масштабные инсталляции он делает из металлической посуды, которая распространена в Индии благодаря ее доступности, простоте и гигиеничности. По просьбе лилльской церкви Святой Магдалины художник украсил ее интерьер несколькими аккуратными горами посуды, будто вываливающейся из арок храма как из рога изобилия. 

Маркос Зотес «Наэлектризованная природа»

Церковь Хадльгримскиркья, Рейкьявик, 2012

Фотография: Jon Oskar Hauksson

В рамках зимнего Фестиваля света в Рейкьявике нью-йоркский художник Маркос Зотес создал мультимедийную инсталляцию, которая проецировалась на главную церковь столицы Исландии. И пусть главной идеей инсталляции не было религиозное просвещение, в ней сошлись воедино впечатления от своеобразной природы Исландии и своеобразной архитектуры лютеранской церкви Хадльгримскиркья, построенной в 1945 году. 

Палкаль Мартин Тайи «Паскаль»

Церковь Святого Бонавентуры, Лион, 2010

Фотография: Stéphane Rambaud

Колонна камерунского художника Паскаля Мартина Тайи из поставленных друг на друга кастрюль была водружена в соборе Святого Бонавентуры, покровителя францисканского ордена, а также матерей, ожидающих потомства, детей, теологов, носильщиков, производителей шелка и рабочих. Работа была частью большой выставки камерунца, однако именно эта инсталляция вызвала недовольство местных жителей и в конце концов была разрушена неизвестными — кто-то намеренно перерезал веревку, поддерживающую баланс кастрюль. 

Джейн Александр «Исследования»

Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2013

Фотография: Mario Todeschini

Джейн Александр — художница их ЮАР, которая в основном знаменита своей работой 1985 года «Ребята-мясники» («The Butcher Boys»), которая изображает трех белокожих существ, сидящих на скамье. Их тела кажутся нормальными, человеческими, но глаза совершенно черные, а на голове — рога. Таким образом художница выступала против апартеида. Собственно, это и определило дальнейшую творческую судьбу Джейн Александр. В 2013 году она создала работу «Исследования (с мыса Доброй Надежды)» для храма Святого Иоанна в Нью-Йорке, чрезвычайно близкую по стилю к той ранней скульптуре, которая хранится в музее Кейптауна. Несколько скульптурных групп, разбросанных по храму, разыгрывают сценки насилия, дискриминации и депривации, а герои этой истории — люди с головами животных. 

Мигель Шевалье «Волшебные ковры» 

Бывшая церковь Сакре-Кёр, Касабланка, 2014

Фотография: www.flickr.com/photos/96523319@N05

Собор Сакре-Кёр в Касабланке был построен в 1930 году, когда Марокко еще было под французским протекторатом. В 1956 году, после обретения страной независимости, в храме перестали проводить службы и он превратился сперва в школу, а потом в культурный центр. Французский художник Мигель Шевалье создал масштабную проекцию на полу бывшего собора — узор меняется, распадается на пиксели и движется в такт музыке. 

Сю Бин «Феникс»

Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Нью-Йорк, 2014

Фотография: Wikipedia

В храме Святого Иоанна регулярно проводятся выставки современного искусства. Два огромных дракона — олицетворяющих мужское и женское начало — были созданы китайским художником Сю Бином несколько лет назад. Непросто объяснить связь между огромными китайскими птицами-фениксами и интерьером самого большого англиканского собора в мире. Прихожан это, однако, не слишком заботит, потому что культурная программа храма существует давно и уже не связана непосредственно с богослужебными целями. 

Билл Виола «Мученики»

Собор Святого Павла, Лондон, 2014

Фотография: Peter Mallet

Последнюю работу главного американского видеохудожника Билла Виолы в соборе Святого Павла рецензенты уже назвали «высокотехнологичным Караваджо». Это инсталляция из четырех плазменных экранов, напоминающая средневековый алтарь-полиптих — с той лишь разницей, что мучения святых здесь разыграны в движении. Четыре стихии, с помощью которых мученики подвергаются пыткам, показаны эстетически безупречно, но при этом реалистично. Гармония мультимедийного и религиозного в этом произведении не оставляет сомнений в том, что это логичное продолжение традиционного протестантского искусства. 

«Двоесловие/Диалог»

Храм Святой мученицы Татианы при МГУ, Москва, 2010

Фотография: «Коммерсант»

Русская православная церковь крайне сдержанно относится к художественным экспериментам в храмах, в отличие от католиков, протестантов и англиканцев. Единственным примером стала нашумевшая выставка «Двоесловие/Диалог» в храме (точнее, в притворе храма) Святой великомученицы Татианы при МГУ. Кураторами выставки стали художники Гор Чахал и Андрей Филиппов и диакон Федор Котрелев, а участниками — Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, группа «Синий суп», и другие. 

Выставка «Двоесловие» задумывалась как первая попытка диалога православной церкви с современным искусством, но попытка провалилась: выставку яростно критиковали как некоторые художники (за желание «идти на поводу у церковников»), так и часть православной общественности (за «капитуляцию перед кощунниками»). Авторы петиции деятелей культуры патриарху Кириллу, которую подписали в числе прочих Валентин Распутин, Николай Бурляев, а также художники и иконописцы, риторически вопрошали, что общего у Русской православной церкви с актуальным искусством, которое находится «вне пределов культуры» и «культивирует соблазн и скандал», и настаивали, что диалог у церкви с современным искусством может выражаться только в осуждении «кощунственных выставок». После этого выставок, подобных «Двоесловию», устраивать никто не пытался.

Ошибка в тексте
Отправить