Как смотреть выставку Ман Рея в Пушкинском
В Пушкинском музее открылась выставка пионера авангардной фотографии Ман Рея, где показывают портреты его авторства. «Воздух» попросил критика Викторию Мусвик рассказать, в чем величие фотографа и на какие детали стоит обратить внимание.
Ман Рей и история искусства
Ман Рей — по сути, первый, кто ввел фотографию в современное искусство.С самого момента появления фотографии шел спор о том, является она искусством или нет. Ее называли «карандашом природы» — как будто человека за камерой нет, природа рисует сама себя. Для кого-то ее статус был крайне невысоким: она сводилась к простому копированию реальности, в лучшем случае — была подспорьем для художника, ученого. Поэт Шарль Бодлер критиковал ее за обеднение художественного воображения, вторичность, излишнюю доступность. Поэтому многие фотографы предпринимали попытки повысить ее статус, доказать, что фотография является искусством. Например, пикториалисты, которые в этом были предшественниками Ман Рея. Они старались убрать из фотографии ее функцию технического регистрирования реальности. При помощи особенных техник они добивались того, что снимок становился уникальным единичным экземпляром, он не мог воспроизводиться, а превращался в работу на грани с живописью. В моде в тот момент был импрессионизм, поэтому и фотографии были расплывчатые. В отличие от них Ман Рей не боролся за «статус» фотографии. Он сделал ее частью искусства. Это, наверное, самое главное его достижение, хотя сам он себя «только фотографом» не считал и очень удивился, когда узнал, что в Америке его как раз называют великим фотографом. Он просто работал с ней — в основном, хотя отдал дань и самым разным другим видам искусства: рисовал, делал скульптуру, редимейды, коллажи, ассамбляжи, писал тексты, снимал кино, занимался коммерческими заказами. То есть он был новатором — и по сути, очень сильно предвосхитил современных художников, спокойно работающих с фотографией и в фотографии.
Новые техники фотографии
Тело как авангардный инструмент
«Портреты» Ман Рея — это почти всегда что-то большее, чем просто изображения людей. Он пытался соединить технологию и нематериальную сторону вещей, тело и бессознательное. Его ранние портреты и автопортреты — это часто комбинации предметов. Вот вы бы никогда не подумали, что какой-нибудь венчик для взбивания белков — это портрет. А он у него называется то «Портрет мужчины», то «Женщина». Потом была серия портретов с использованием рейографии, соляризации — он изучал грань между телом и предметом, между телом и технологией, превращая само тело в инструмент. Это было, конечно, в духе сюрреализма, в духе авангарда, новой эпохи машин и технологий. Широко известна история маркизы Казатти: Рей снял ее, как он считал сначала, неудачно. Однако сама нечеткость изображения восхитила маркизу — она сказала, что он снял ее душу. Во многом продолжением этих художественных опытов стали опыты с телом и вообще изучения телесности во второй половине XX века.
Портреты соратников
Женские портреты
Ман Рей очень любил женщин, а они — сниматься у него. Наверное, самая известная здесь — Кики с Монпарнаса, знаменитая модель, позировавшая многим художникам его эпохи. Была известная история, как они познакомились, — он ее сам описывает в мемуарах. Ман Рей перебрался из Нью-Йорка в Париж в начале 20-х, и как-то сидел в кафе, где официант отказался обслуживать двух девушек без шляпок. Одна из них стала страшно скандалить, чуть ли не прыгать по столам. В итоге Ман Рей с друзьями пригласили ее за свой стол. С тех пор он много раз ее фотографировал. «Скрипка Энгра» — это она со спины. Однако для меня лично самая интересная из его моделей — это знаменитая Ли Миллер. Она была его ассистентом, любовницей, а также известной моделью и самостоятельным фотографом. Это было очень интересное и плодотворное сотрудничество, они много экспериментировали. Ли Миллер снимали самые знаменитые фотографы, включая Эдварда Штайхена. Она была музой авангарда. В Париже из стеклянного кубка-слепка с ее груди пили шампанское. Она была настоящей женщиной эпохи, которая одновременно проживала жизнь художественного кружка, была художником в своем праве и моделью.
Национальная портретная галерея
Именно эта выставка шла недавно в лондонской Национальной портретной галерее. NPG — это такое особенное место, не просто скучная галерея портретов. Одно время там был директором сэр Рой Стронг — завсегдатай тусовок свингующего Лондона, денди, его прочили в главреды Vogue, а впоследствии он работал директором Музея Виктории и Альберта. Он был также ученым с мировым именем, писал книги про ренессансное рыцарство, историю садов. И вот он вывел Национальную портретную галерею на совсем другой уровень. Фактически с него началась традиция интересных кураторских выставок.
- Где Пушкинский музей
- Когда 30 октября — 19 января
- Билеты 200 рублей, льготные — 100 рублей