Как поддерживают культуру в разных странах мира
В Англии культуру финансируют за счет лотереи, в Финляндии — букмекеров, а Министерство культуры есть далеко не везде: «Воздух» изучил, как устроена культурная политика в разных странах мира.
Франция
Герой Сопротивления, писатель и философ Андре Мальро стал госчиновником во многом случайно — и отвечал в ведомстве генерала де Голля за культуру, идеологию и пропаганду
Важнейшие культурные институты Франции, такие как Лувр и Comédie-Française, создавались королями и правительствами, и эта традиция предопределила устройство французской культурной политики. Франция — это классический пример того, что принято называть континентальной моделью: государство, как на общенациональном, так и на региональном уровнях, не только финансирует учреждения культуры (в том числе и независимые), но и активно формирует культурную среду.
Главный игрок на этом поле — Министерство культуры, которое было создано в 1959 году президентом де Голлем (сейчас оно называется Министерство культуры и коммуникаций). Этому ведомству, которое возглавил писатель Андре Мальро, уделялась ведущая роль в поддержании французской идентичности. Главный принцип, сформулированный тогда, остается неизменным: «Министерство культуры будет отвечать за то, чтобы важнейшие произведения искусства были доступны максимальному количеству людей, и особенное внимание будет уделяться французскому искусству».
Три главных направления французской культурной политики — наследие, создание произведений искусства и художественное образование. Участие государства объясняется тем, что наследие является общей для всего народа собственностью, а поддержка и продвижение искусства важны для местных сообществ. Государство декларативно действует так, чтобы рыночные механизмы были неприменимы к сфере культуры и искусства.
Кроме того, для французской культурной политики чрезвычайно важны протекционистские меры в отношении французского языка и пропаганда франкофонии, французской культуры и науки за рубежом. Этим занимаются несколько организаций, самая известная из которых — Французский институт (Institut français) с его более чем 200 отделениями по всеми миру.
Великобритания
Британский агитплакат, протестующий против 25-процентного сокращения расходов на культуру
Именно в этой стране в 1940-м был создан первый в мире прообраз министерства культуры — Совет по поддержке музыки и искусств (Council for the Encouragement of Music and the Arts). Советом руководил знаменитый экономист-дирижист Джон Мейнард Кейнс, но принципы, которые лежат в основе британской культурной политики, не предполагают, что государство будет активно вмешиваться в дела культуры. Главное правило — «принцип вытянутой руки»: участие без управления. Более того, британский минкульт (Департамент культуры, медиа и спорта) сам ничего не финансирует, а распределяет бюджетные средства через агентства, существующие в форме некоммерческих организаций и управляемые независимыми директорами. Главное из таких агентств в Англии — Совет по культуре (Arts Council England), а в Шотландии — Creative Scotland.
Система финансирования британских учреждений культуры радикально отличается от стран континентальной Европы тем, что агентства распределяют не только бюджетные деньги, но и средства, которые поступают от Национальной лотереи — она финансирует примерно треть расходов Совета по культуре. Кроме того, Совет по культуре получает деньги от частных спонсоров и фандрайзинговых кампаний.
Такой подход, наряду с традиционным в последние 20 лет вниманием к творческим индустриям и поощрению предпринимательства в сфере культуры, отражен и в перечне главных направлений британской культурной политики. Это поддержка искусства, обеспечение доступа молодежи к культурной деятельности, поддержка программы «Город культуры» (поощрение культурного туризма), помощь организациям культуры в поиске новых источников финансирования и продвижение британской культуры за рубежом.
Германия
Гете-институт и его многочисленные филиалы в разных странах мира — важнейший инструмент пропаганды немецкой культуры
Как и во Франции, культурная политика в этой стране замкнута на государство. С одним существенным отличием: в Германии она полностью децентрализована. Здесь нет федерального министерства культуры, а культурные институции получают субсидиии от правительств федеральных земель и муниципалитетов, при этом часто роль городов оказывается значительнее.
Для немецкой культурной политики существенно представление о государстве как гаранте свободы слова и художественной независимости. В Германии также работает правило «вытянутой руки»: государственное финансирование не должно влиять на способы высказывания, и поэтому немецкие организации культуры самоуправляемы.
Если в Великобритании государственные принципы и направления культурной политики пересматриваются правительством раз в несколько лет, то в Германии три главных принципа остаются неизменными и предельно общими: децентрализация, государственная поддержка и разнообразие.
Федеральное правительство поддерживает одно из важнейших направлений культурной политики Германии: продвижение культуры, науки и немецкого языка во всем мире. Эту деятельность осуществляют независимые, но получающие государственное финансирование организации: Гете-институт, Немецкий академический обмен (DAAD), Институт международных связей (IFA) и многие другие.
Финляндия
Для москвичей финская культурная политика во многом ассоциировалась с музыкальными фестивалями «Дни независимости Финляндии», которые устраивал при поддержке соответствующего посольства бывший клубный обозреватель «Афиши» Григорий Гольденцвайг
Притом что никакой официальной или общепринятой формулы национальной культурной политики не существует, классическое государство всеобщего благосостояния удачно использовало весь лучший европейский опыт. Учреждения культуры и художественные проекты финансируются через Совет по искусству частично из национального бюджета, частично — за счет доходов от национальной лотереи и отчислений букмекерских контор. В рекордном 2001 году доля лотереи и букмекеров составила 70% бюджета на культуру, сейчас снизилась примерно до 50%. Кроме того, многие институты финансируются совместно национальным и местным бюджетами.
Кроме принципа «вытянутой руки» финская культурная политика строится еще и на правилах горизонтальной и вертикальной децентрализации. Горизонтальная децентрализация — это передача ответственности за политические и финансовые решения независимым организациям, профессиональным ассоциациям и союзам, которые консультируют министерство культуры и образования. Вертикальная — распределение полномочий и средств от центрального правительства муниципалитетам. За счет трансфертов в местные бюджеты полностью финансируются библиотеки, оркестры, театры, музеи, художественное образование и образование для взрослых.
В финской культурной политике огромную роль играют разнообразные некоммерческие организации и инициативы, в частности мощное волонтерское движение, которое является важным источником поддержки фестивалей.
США
В Америке нет своего минкульта и «Основ культурной политики», но это не значит, что власть не пытается играть на этом поле — так, сравнительно недавно стало известно, что после войны ЦРУ скрытно спонсировало продвижение абстрактного экспрессионизма.
Это единственная большая в экономическом и культурном смысле страна, где нет сформулированной на уровне декларации или закона культурной политики. Она определяется не государством, а через взаимодействие самых разных акторов, и ее можно сформулировать как «разнообразие, самостоятельность, инициатива и широкая поддержка». В Америке вообще нет министерства культуры. Федеральное правительство содержит несколько крупных, имеющих национальное значение организаций: Смитсоновский институт, куда входят 20 крупнейших музеев и некоторые библиотеки (Библиотека Конгресса считается подразделением самого Конгресса). Та часть федерального бюджета, которая предназначена культуре, распределяется в виде грантов через Национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts). Спектр деятельности фонда чрезвычайно широк: от литературы до художественного образования. Культуру и искусство поддерживают штаты и муниципалитеты, но их роль несущественна. По данным Национального фонда искусств, в 2012 году музеи и некоммерческие художественные коллективы получили из федерального бюджета всего 1,2% финансирования, от штатов — 2,2%, из местных бюджетов — 3,3%, от фондов — 9,5%, корпораций — 8,4%, индивидуальных меценатов — 20,3%, 14,4% составили доходы от ценных бумаг и эндаументов, а 40,7% они заработали сами.
Китай
Современному искусству китайская компартия уделяет большое внимание — считается, что в каждом крупном городе должен быть свой музей современного искусства
В марте этого года Лю Цибао, директор отдела пропаганды ЦК Коммунистической партии Китая, заявил, что разработан план углубления структурной реформы культуры Китая и его реализация должна быть завершена к 2020 году. Среди общих формулировок официального доклада отчетливо прозвучали слова «менеджмент», «повышение самостоятельности» и «рынок». Это совершенно новая риторика. Пока Китай живет в полностью социалистической модели: Министерство культуры отвечает за все сферы искусства, сохранения наследия и масс-медиа, а ведомство Лю Цибао раз в пять лет публикует новые принципы культурной политики. Последний 5-летний план был опубликован в 2012 году. Помимо привычных коммунистических и патриотрических клише, в нем содержался главный тезис о создании гармоничного общества, а принципиально новым стало заявление, что Китай будет сотрудничать с международными организациями, для того чтобы вывести свою культуру на мировой уровень.
Фактическая открытость — или приоткрытость – получает идеологическое обоснование и одобрение: новая китайская культурная политика должна служить большей модернизации общества и усилению веса страны в мире. Китай заслуженно гордится тем, что стал быстро растущим мировым художественным рынком, и открытие новых галерей и ярмарок современного искусства стало главным трендом последних лет.