перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как геноцид армян отразился на мировой культуре

Сто лет назад в этот день в Стамбуле начались аресты армянской интеллигенции — эта дата стала днем памяти жертв армянского геноцида в Османской империи, в ходе которого, по разным оценкам, погибло до 1,5 млн человек. «Воздух» рассказывает, как эти страшные события отразились на культуре армян.

Искусство
Как геноцид армян отразился на мировой культуре

Что нужно знать о геноциде армян

24 апреля отмечается 100-летняя годовщина геноцида армян. Под этот термин подпадают осуществленные в 1915–1923 годах депортации и физическое уничтожение более миллиона армян — поданных Османской империи. Погромы и ущемление прав армянского населения, на протяжении 3 тысяч лет населявшего территории Армянского нагорья, начались еще в конце XIX века. Разваливающаяся многонациональная империя теряла свои европейские владения в результате греческих и славянских восстаний, и христианские меньшинства стали рассматриваться правительством в качестве пятой колонны. В 1894–1896 годах на востоке империи было убито, по разным оценкам, от 50 до 300 тысяч армян. В 1907 году в Адане за два дня было убито около 2 тысяч армян. В Первой мировой войне Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии и начала наступление на российский Кавказ, но ее отряды были разгромлены 4-м Кавказским армейским корпусом генерала Огановского. Хотя все мужское население империи, не исключая и армян, было мобилизовано в ряды турецкой армии, часть националистов выступила на стороне Российской империи. Это дало повод османскому правительству обвинить весь армянский народ в государственной измене и начать насильственную депортацию и истребление мирных жителей исторической Армении. За исполнением этого плана следила «Тешкилят-и Махсуса» — османская контрразведка, набиравшаяся в значительной массе из бывших уголовников и также боровшаяся с арабским национализмом. Прямые исполнители были в основном курдами. Десятки тысяч армян умерли от жажды и голода во время депортаций. Женщин насиловали и угоняли в рабство, детей отбирали у родителей и обращали в ислам.

Армянские беженцы ждут депортации на улицах Малатайи. Почти все они были убиты в 1918-м году

Армянские беженцы ждут депортации на улицах Малатайи. Почти все они были убиты в 1918-м году

Фотография: Wikimedia Commons

Генри Моргентау, посол США в Стамбуле, в телеграмме в Вашингтон называл эти события «кампанией расового уничтожения» («campaign of race extermination»). В мае 1915-го Франция, Великобритания и Россия выступили с совместной декларацией, в которой говорилось: «На протяжении месяца курдское и турецкое население Армении уничтожает армян при попустительстве и часто содействии османских властей. Резня началась в середине апреля (по новому стилю) ... Все жители около тысячи деревень возле Вана были убиты. Армянский квартал этого города был осажден курдами. В то же время в Константинополе османское правительство жестоко обращается с мирным армянским населением. Ввиду новых преступлений Турции против гуманности и цивилизации, союзные державы публично уведомляют Высокую Порту о ее личной ответственности за все преступления всех членов оттоманского правительства и его агентов, причастных к этой резне». Хотя Германия и Австро-Венгрия, будучи союзниками Турции, не осудили геноцид, немецкие дипломаты и офицеры, находившиеся в Турции, оставили свидетельства о намеренном характере уничтожения армянского населения. Прикрепленный к 6-й Оттоманской армии германский офицер Армин Вегнер, кавалер Железного креста, фотографировал узников лагеря Дейр-эз-Зор в сирийской пустыне, через который прошли сотни тысяч армян. Вегнер был выслан из Османской империи, но провез негативы под одеждой. Наконец, не все османские чиновники были согласны с происходящим: показательна история вице-губернатора округа Харпут, араба Файез эль-Гуссейна, которого Лоуренс Аравийский назвал летописцем армянской резни. Эль-Гуссейн бежал из Османской империи и опубликовал свои воспоминания об этих событиях, передававшие ужасы депортации армян, а также свидетельства о спланированном характере геноцида.

Геноцидом события 1915 года признают 22 страны мира, в том числе Россия и Франция. Рональд Рейган использовал этот термин и ставил геноцид армян в один ряд с холокостом, однако после него ни один президент США не решился на это, дорожа отношениями с Турцией как ключевым членом НАТО на Ближнем Востоке. Президент Обама использует термин «Мец Егерн», что переводится с армянского как «Великое злодеяние» и близко по значению к Шоа — так на иврите называется холокост. Турецкие власти последовательно отрицают обвинение в сознательном геноциде, объясняя событиях тех лет трудностями военного времени, а употребление этого термина карается 301-й статьей Уголовного кодекса (оскорбление Турции и турецкой идентичности). В частности, именно по этой статье в 2005–2006 годах обвинялся писатель Орхан Памук за интервью швейцарскому Das Magazin, в котором он говорил об убийстве османскими властями более миллиона армян.

Армянка стоит на коленях перед убитым ребенком. Фотография сделана поблизости от сирийского Алеппо, точная дата неизвестна

Армянка стоит на коленях перед убитым ребенком. Фотография сделана поблизости от сирийского Алеппо, точная дата неизвестна

Фотография: American Committee for Relief in the Near East

Как геноцид отразился на армянской культуре

Геноцид начался в Стамбуле, центре армянской культуры того времени, где одновременно были арестованы более 600 представителей армянской интеллигенции и духовенства — писатели, ученые, чиновники, спортсмены, входившие в элиту империи.

На протяжении всего XX века уничтожались памятники армянской архитектуры, в том числе монастыри со скрипториями. Благодаря переводам армянских монахов до нас дошли многие произведения не только средневековых, но и античных авторов, греческие оригиналы сочинений которых были утрачены. Армянские переводы Аристотеля и Платона считаются одними из самых близких к оригиналу. Дошедшие до нас памятники — малая часть того, что хранилось в уничтоженных монастырях.

В ходе геноцида принадлежавшие армянской общине здания, произведения искусства и манускрипты конфисковывались и уничтожались. Согласно опубликованному Иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви в 1914 году реестру, в Османской империи насчитывалось более 2549 армянских храмов. К 1923 году их осталось 913. В 1974 году ЮНЕСКО констатировало, что от 464 из них не осталось и следа, 252 находятся в руинах и лишь 197 возможно реставрировать. На 2011 год в Турции функционировали 34 армянские церкви.

Борьба с армянской топонимикой на востоке Турции началась еще в 1880 году, когда название области Армения было запрещено и заменено на Анатолию или Курдистан. Изменение географических названий продолжалось весь XX век. Лингвист Севан Нисаян, автор фундаментального этимологического словаря современного турецкого языка, насчитал до 3,6 тысячи измененных армянских топонимов. В 2005 году указом турецкого Министерства окружающей среды и лесного хозяйства были изменены латинские название нескольких видов животных, например, косуля Capreolus capreolus armenius стала называться Capreolus capreolus capreolus. В 1934-м в Турции был издан закон о фамилиях, согласно которому регистрация документов на фамилии с окончаниями -ян и рядом других окончаний запрещалась, они должны были быть заменены на окончания -оглу.
Армянские беженцы. Место съемки не установлено

Армянские беженцы. Место съемки не установлено

Фотография: opb.org

Протоиерей Стефан Ванеян Протоиерей Стефан Ванеян доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ

«Символично, что условной датой начала геноцида считается 24 апреля 1915 года, когда в Константинополе были арестованы более 600 представителей армянской интеллигенции и духовенства. Уничтожение началось именно с цвета нации. Но если, как и холокост, геноцид как физическое уничтожение имел начало и конец, его результатом стало истребление армян на территориях исторической Армении, то уничтожение духовных ценностей продолжается до сих пор. На опустевших землях, в опустошенных кварталах Трапезунда, Муша, Вана, Смирны и Севастии продолжалось уничтожение памяти, культурный геноцид. Имела место чудовищная попытка истребить меморативные следы целого народа, начиная с топонимики и заканчивая, так сказать, архитектоникой. Уничтожены были фантастические культурные ценности, в том числе храмы, монастыри, скриптории и рукописи. имеющие значимость на уровне всей человеческой цивилизации. На протяжении XX века те армянские храмы, которые не были сразу уничтожены, использовались как мечети, как склады и как учебные цели для турецкой артиллерии. Я бы называл это войной против человечества как такового— уничтожаются следы присутствия человека на земле, упраздняется память.

Некоторые исследователи ставят этот культурный геноцид в один ряд, начинающийся с уничтожения конкистадорами Кортеса культуры ацтеков до ковровых бомбардировок Дрездена, но если Фраэункирхе в Дрездене была восстановлена, то в Турции на уровне государства все не просто отрицается, а продолжается. Представитель Венской школы искусствознания Йозеф Стржиговский в работе «Архитектура армян и Европа», изданной в 1918 году после экспедиции по исторической Армении, выводил готику из армянской архитектуры. И чисто хронологически некоторые элементы готики, например, стрельчатая арка, впервые прослеживаются именно в армянской храмовой архитектуре. На исторической территории Армении, бывшей пограничной, самой восточной провинцией Римской и затем Византийской империи, всегда проходил цивилизационный рубеж христианского, европейского мира. Ранняя работа того же Стржиговского называется «Orient oder Rom?» («Восток или Рим?»). Он еще мог задаваться этим вопросом, как мог и изучать памятники древнеармянской культуры, от которых до наших дней почти ничего не дошло, да и от Востока не осталось — христианского, ближайшего для Европы Востока не осталось. И вопрос или — или уже не стоит. Хорошо, что это понимает Рим, в том числе в лице папы Франциска. Следует твердо верить, что память невозможно уничтожить».

Армянские беженцы. Место съемки не установлено

Армянские беженцы. Место съемки не установлено

Фотография: opb.org

Как геноцид отразился в искусстве

Тема геноцида проходит лейтмотивом через армянскую культуру XX века. Ею проникнуто творчества одного из основателей абстрактного сюрреализма Аршиля Горки, в 1915 году ребенком вместе с семьей бежавшего из города Ван. Одна из самых известных его работ «Портрет художника и его матери» написана под впечатлением детской фотографии Горки с матерью, сделанной в Ване.

В 1919 году в Нью-Йорке вышел немой фильм «Аукцион душ» по книге Авроры Мардиганян «Растерзанная Армения». Ее семья во время геноцида была депортирована, а сама Аврора (настоящее имя Аршалуйс) была продана в гарем. Аврора сбежала из гарема и после больше года скитаний в лесу добралась до занятого русскими войсками Эрзурума, где была спасена американскими миссионерами.

Тема геноцида фигурирует в творчестве американского писателя Уилльяма Сарояна, лауреата Пулицеровской премии и «Оскара» (за литературный первоисточник «Человеческой комедии»). Роман Курта Воннегута «Синяя Борода» рассказывает историю художника Рабо Карабекяна, сына выживших в геноциде беженцев. История геноцида армян и греков рассказывается в фильме Элиа Казана «Америка, Америка» 1963 года, награжденном «Оскаром» и «Золотым глобусом».

Геноциду посвящены произведения главных армянских композиторов XX века Арама Хачатуряна и Комитас. Преступления, увиденные Комитасом после депортации в 1915 году из Стамбула, вызвали у него травму — последние 20 лет жизни он провел в психиатрической больнице. К теме геноцида часто обращается американская группа System of a Down, все участники которой являются потомками бежавших от геноцида армян. Сегодня System of a Down впервые выступят в Армении с бесплатным концертом на площади Республики.

Главным международным гуманитарным проектом к 100-летию геноцида является благотворительный проект 100 LIVES, в котором участвуют армянское предприниматели и филантропы, а также Джордж и Амаль Клуни.

Армянские беженцы в Сирии

Армянские беженцы в Сирии

Фотография: American Committee for Relief in the Near East

Рубен Варданян Рубен Варданян предприниматель и филантроп, сооснователь проекта 100 LIVES и премии Aurora Prize, партнер-учредитель Московской школы управления «Сколково»

«На идею этого проекта меня натолкнуло понимание того, что нужно переосмыслить события 100-летней давности, а также личная история моего деда. Его родители погибли в результате геноцида, а сам он попал в дом для сирот в Восточной Армении, который поддерживали американцы. Вообще очень многие американцы и европейцы помогали армянским детям, хотя об этом не принято было рассказывать в советское время. Сейчас очень важно не только помнить о погибших, но также говорить о тех, кто делал все для спасения наших предков, рискуя при этом жизнью. Я считаю важным для нас избавиться от психологии жертвы. Да, геноцид — страшная трагедия, унесшая жизни очень многих людей. Тем не менее мы выжили, сохранились как нация, стали успешными во многих странах и внесли большой вклад в развитие мировой культуры и науки. И это очень важный позитивный посыл. Притом что важно передать новому поколению идею о том, что нужно помнить о тех событиях, главное сейчас — показать, что мы живы, мы сильны и мы готовы сказать спасибо тем, кто помогал армянам, а также их потомкам, и таким образом вернуть в том или ином формате то, что было сделано для нас. Сохранение памяти о прошлом — это один компонент проекта. Второй связан с сегодняшним днем — это Aurora Prize, который будет вручаться ежегодно 24 апреля людям и организациям, которые борются за жизни других людей в наши дни. Очень важно, чтобы эти люди получали поддержку — и финансовую, и моральную, чтобы их истории не замалчивались, а рассказывались бы миру. Третий компонент связан с будущим. К сожалению, ни геноцид в Османской империи, ни холокост, ни события в Руанде и Камбодже ничему не научили людей. Мы хотим сказать, что человеческая жизнь бесценна, и выразить благодарность через разные проекты. Первый проект, который мы уже объявили, — это 100 стипендий для детей из Сирии, Египта, Ливана и Ирака, которые будут учиться в UWC Dilijan College. Это дети, которые потеряли родителей, свои дома и которым очень тяжело вернуться к нормальной жизни. Мы делаем это в благодарность за помощь, которую в начале прошлого века многие арабские семьи оказали беженцам-армянам. В этом заключается связь времен, и поддержка образования — важный элемент будущего.

Другие проекты, которые мы реализуем в Армении, объединены идеей перехода от выживания к процветанию. По Булгакову, разруха не в клозетах, а в головах. Модель выживания мешает думать о будущем, планировать вдолгую. Изменить эту ментальность можно через масштабные, долгосрочные, успешные проекты, которые помогают Армении развиваться и позволяют людям видеть и верить, что невозможное возможно».
Ошибка в тексте
Отправить