перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как Cупербоул покорил Америку

В воскресенье состоится 48-й по счету Супербоул — финальный матч Национальной футбольной лиги и самое популярное зрелище на американском ТВ. Олег Соболев разбирается, как Супербоул стал ключевым пунктом американской поп-культуры.

Искусство
Как Cупербоул покорил Америку Фотография: www.waitingforbearsseasontickets.com

Джо Неймат и обещание победы

Super Bowl III, 1969

Джо Неймат, квотербек New York Jets

Джо Неймат, квотербек New York Jets

Фотография: www.o.canada.com

Первый Супербоул состоялся в 1967-м и даже в США оказался далеко не самым значимым спортивным событием года. Трибуны лос-анджелесского «Колизея» в день игры оказались заполнены на две трети (притом что билет на Супербоул можно было купить за $12), а рейтинги трансляции были относительно скромными. Главная тому причина — крайне низкая репутация Супербоула именно как футбольного матча. В то время в нем участвовала команда-чемпион самой НФЛ и команда-победитель АФЛ — Американской футбольной лиги, конкурировавшей с НФЛ, но считавшейся заведомо более слабой. Первые два Супербоула вроде бы доказывали превосходство НФЛ: ее чемпионы Green Bay Packers в каждом из них разделали соперников под орех.

Неймат был настолько популярен, что про него даже написали песню.

В третий Супербоул от НФЛ вышли Baltimore Colts, ведомые легендарным квотербеком-ветераном Джонни Юнайтасом, — команда, которую еще до матча вся американская пресса окрестила «лучшим футбольным составом всех времен». Противостояли им скромные New York Jets, пробравшиеся в Супербоул только благодаря череде чисто спортивных случайностей. Козырь у Jets был только один — квотербек Джо Неймат, являвший собой полную противоположность каноническому образу американского футболиста. В отличие от неразговорчивых, угрюмых и ничем вне поля не запоминавшихся мужчин из Colts, Неймат был настоящим бонвиваном — появлялся на публике с десятком девушек одновременно, носил шубы в пол, отчаянно пил и дружил с Фрэнком Синатрой (а значит, имел очевидные связи с итальянской мафией). Налакавшись за три дня до матча в одном из ночных клубов Майами, он вышел на сцену и заявил в микрофон буквально следующее: «Мы выиграем матч. Я это гарантирую». Jets действительно одержали неожиданную победу — после чего АФЛ наконец-то признали реальной силой американского футбола, а сам спорт обрел первую настоящую поп-звезду: в последующие годы Неймат больше запомнился появлениями на страницах светской хроники, в рекламных роликах и на разворотах журналов, чем своей — довольно посредственной — игрой на футбольном поле.

Хэнк Стрэм и микрофон за пазухой

Super Bowl IV, 1970

Хэнк Стрэм, главный тренер Kansas City Chiefs

Хэнк Стрэм, главный тренер Kansas City Chiefs

Фотография: www.talesfromtheamericanfootballleague.com

Организованный в 1962 году кинопродакшн NFL Films занимался съемкой телевизионных документальных фильмов об американском футболе — но был фактически убыточным до 1970 года. Американским зрителям были интересны трансляции футбольных матчей — но к пафосным фильмам NFL Films они относились скептически. Перед съемкой четвертого Супербоула основатель продакшена Эд Сейбол уговорил главного тренера Kansas City Chiefs Хэнка Стрэма, известного своим характерным чикагским акцентом и панибратской манерой общения с игроками, спрятать на время игры микрофон под пиджак. Получился хит: Стрэм прокомментировал события матча будто милый, но вечно недовольный всем дядюшка, разговаривающий с телевизором, — и мгновенно полюбился аудитории. Сделавшие из него настоящую звезду NFL Films мгновенно пролезли в прайм-таймовые слоты американских телеканалов — а сам Стрэм после окончания тренерской карьеры стал успешным спортивным телеаналитиком.

Хэнк Стрэм комментирует четвертый Супербоул

«Страх и ненависть на Супербоуле»

Super Bowl VIII, 1973

Обложка журнала Rolling Stone со статьей Хантера Томпсона

Обложка журнала Rolling Stone со статьей Хантера Томпсона

Фотография: «Афиша»

Хотя поездка Хантера Томпсона на дерби в Кентукки в 1970 году куда более известна, его эссе о восьмом Супербоуле не менее примечательно. Опубликованный в одном из самых популярных американских журналов того времени в феврале 1973 года, репортаж Томпсона оказался первым серьезным произведением «нового журнализма» об американском футболе — до этого всевозможные Вульфы и Мейлеры предпочитали бокс, скачки и бейсбол. «Страх и ненависть на Супербоуле» — это фактически характерная пьеса, посвященная владельцу и генеральному менеджеру Oakland Raiders Элу Дэвису, который тщетно пытался лишить Томпсона права освящать Супербоул. Известный до репортажа Томпсона лишь в узких кругах классический мегаломаньяк Дэвис после выхода статьи стал одним из самых популярных околоспортивных персонажей в США — каким и оставался до своей смерти в 2012 году.

Супербоул в эпизоде ситкома

Super Bowl IX, 1975

«Шоу Мэри Тайлер Мур»

«Шоу Мэри Тайлер Мур»

Фотография: 20th Television

«Шоу Мэри Тайлер Мур» посвящает специальный эпизод предстоящему Супербоулу — Super Bowl IX, 1975 год. Созданный будущим режиссером «Языка нежности» и «Лучше не бывает» Джеймсом Л.Бруксом, «Шоу Мэри Тайлер Мур» был одним из самых популярных американских ситкомов семидесятых. Сюжет его вертелся вокруг выдуманного миннеаполисского телеканала — поэтому, когда в 1975-м Minnesota Vikings вышли в свой второй Супербоул подряд, Брукс решил посвятить вышедший за день до матча эпизод сериала именно американскому футболу. Серия оказалась самой рейтинговой в сезоне «Шоу Мэри Тайлер Мур» — и породила своеобразную традицию: именно после детища Брукса создатели различных американских ситкомов стали привязывать сюжеты некоторых своих эпизодов к аншлаговым спортивным событиям и к Супербоулу в частности.

Эпизод «Шоу Мэри Тайлер Мур», посвященный Супербоулу с участием Minnesota Vikings

Супербоул в прайм-тайм

Super Bowl XII, 1978

12-й Супербоул — матч между Dallas Cowboys и Denver Broncos

12-й Супербоул — матч между Dallas Cowboys и Denver Broncos

Фотография: www.spokeo.com

В это трудно поверить, но все Супербоулы до 1978 года, начинались рано днем — в районе 13.00–14.00. Решение НФЛ и CBS перенести начало матча на полшестого вечера было раскритиковано важными американскими СМИ, предполагавшими неиминуемое падение рейтингов, но в итоге оказалось триумфальным — рейтинг двенадцатого Супербоула скакнул на целых три пункта по сравнению с одиннадцатым.

Apple и ролик про «1984»

Super Bowl XVIII, 1984

Тот самый рекламный ролик Apple Macintosh

Вслед за рейтингами Супербоула начала увеличиваться стоимость рекламного времени в его трансляциях. Первыми, кто сообразил, что покупать рекламные споты обычных роликов нецелесообразно, стали Apple. В 1984-м они решили сыграть на популярности Супербоула и снять дорогую, но страшно эффектную рекламу, которую бы показали только один раз — собственно, во время трансляции матча — и больше никогда. Автор «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотт поставил хрестоматийный ролик по мотивам романа Оруэлла: женщина с кувалдой разбивает экран, где идет трансляция речи Большого Брата. Дальнейшее — история. Подход Apple к рекламе для Супербоула начали копировать все подряд — и теперь трансляция матча фактически превратилась в главный фестиваль телевизионной рекламы в мире.

Chicago Bears читают рэп

Super Bowl XX, 1986

Групповой портрет команды Chicago Bears

Групповой портрет команды Chicago Bears

Фотография: www.espn.go.com

Chicago Bears образца 1985 года часто называют лучшей командой в истории американского футбола. В регулярном сезоне НФЛ Bears одержали победу в 15 из 16 игр, плей-офф прошли без потерь, а в Супербоуле разромили New England Patriots со счетом 46:10. Впрочем, большинству американцев они запомнились даже не своей игрой, а песней «Super Bowl Shuffle», выпущенной за три месяца до Супербоула. Мощнейший семиминутный рэп-трек и аккомпанирующий ему уморительный видеоклип довели популярность Bears образца 1985-го до астрономических высот — «Super Bowl Shuffle» даже номинировали на «Грэмми» в категории «лучшая запись дуэта или группы в стиле ритм-н-блюз».

Клип на песню «Super Bowl Shuffle»

Уитни Хьюстон и гимн США

Super Bowl XXV, 1991

Фотография: Getty Images/Fotobank

Матч между Buffalo Bills и New York Giants запомнился своей драматичной концовкой: кикер Bills Скотт Норвуд на последней секунде промазал мимо ворот, тем самым обеспечив победу Giants. Норвуд потом послужил прототипом персонажа в фильме Винсента Галло «Буффало-66» — но большинству американцев двадцать пятый Супербоул запомнился другим, не имеющим отношения к спорту событием. Гимн США перед матчем доверили петь Уитни Хьюстон — и она исполнила его чрезвычайно мощно, красиво и проникновенно. На фоне войны в заливе, начавшейся всего за десять дней до Супербоула, запись «Звездно-полосатого флага» в исполнении Хьюстон стала символом всеамериканского единения и достигла небывалой для гимна США популярности: гимн разошелся многомиллионным тиражом и попал в двадцатку лучших синглов Billboard. Позднее выяснилось, что Хьюстон пела во время трансляции под фонограмму, но на репутацию ее гимна это никак не повлияло.

Уитни Хьюстон исполняет гимн США перед Супербоулом

Супербоул в видеоиграх

Super Bowl XXV, 1991

Видеоигра Tecmo Super Bowl

Видеоигра Tecmo Super Bowl

Фотография: Tecmo

Сейчас невозможно представить себе, что какая-то видеоигра про американский футбол может обойти по популярности производимую EA Sports серию Madden NFL — однако в начале 1990-х так дело и обстояло. Madden NFL не сразу стал доступен на популярных компьютерах или игровых приставках, а самой ходовым симулятором американского футбола была японская Tecmo Super Bowl, вышедшая на NES (она же «Денди»). Впрочем, «симулятор» — это громко сказано: Tecmo Super Bowl — совершенно аркадная игра, упрощающая сложную стратегическую суть американского футбола буквально до принципа «бей-беги». Примером аркадной сути Tecmo Super Bowl является наличие в ней двух игроков — Бо Джексона из Los Angeles Raiders и Кристиана «Нигерийский кошмар» Окойе из Kansas City Chiefs, — управляя которыми, проиграть становилось практически невозможно, настолько они были сильнее, крепче и быстрее всех остальных. Несмотря на это (а может быть, как раз поэтому), о Tecmo Super Bowl не забывают и сейчас в интернете существует дюжина онлайн-чемпионатов по игре в восьмибитный симулятор американского футбола почти 25-летней давности.

Майкл Джексон в перерыве Супербоула

Super Bowl XXVII, 1993

Майкл Джексон в перерыве Супербоула

Майкл Джексон в перерыве Супербоула

Фотография: Getty Images/Fotobank

Идея разнообразить перерыв Супербоула музыкальным представлением появилась у НФЛ еще в 1970-е — однако до 1993 года парадоксальным образом никто не задумывался о качестве этого самого представления. Достаточно сказать, что с 1976 по 1986 в перерыве матча четыре раза выступала трупа Up With People, которая осталась в истории лишь как часть организации MRA (Moral Re-Armament, «Моральное перевооружение»), спонсировавшейся гигантскими корпорациями вроде Coca Cola и являвшейся своеобразным ответом консерваторов на молодежную контркультуру. В перерыве двадцать седьмого Супербоула засилью подобного шлака пришел конец — на специально выстроенной посреди стадиона Rose Bowl в Пасадине сцене появился Майкл Джексон, исполнивший 15-минутное поппури своих главных хитов, в диапазоне от «Billie Jean» до «Heal the World» (во время последней ему подпевали 3500 тысячи лос-анджелесских детей). Так началась эпоха звездных бенефисов в перерывах Супербоула.

U2 в перерыве Супербоула

Super Bowl XXXVI, 2002

U2 в перерыве Супербоула

U2 в перерыве Супербоула

Фотография: Getty Images/Fotobank

В качестве музыкальных хедлайнеров первого Супербоула, прошедшего после 11 сентября, НФЛ выбрали U2 — и не прогадали. Самая популистская группа в мире устроила настоящий спектакль: во время исполнения «Where the Streets Have No Name» по гигантскому экрану, водруженному на сцену, бежали имена всех погибших в самой чудовищной трагедии за всю историю США. Просто, эффектно и, кажется, искренне; практически во всех списках лучших музыкальных представлений в перерыве Супербоула U2 теперь побеждают с легкостью.

Джастин Тимберлейк и грудь Джанет Джексон

Super Bowl XXXVIII, 2004

Тот самый эпизод с грудью

Тот самый эпизод с грудью

Фотография: www.throwbackattack.com

В поставленном и спродюсированном MTV перерыве тридцать восьмого Супербоула кто только не участвовал — и рэпер Нелли, и Кид Рок, и Пи Дидди, и Джессика Симпсон, — однако главными хэдлайнерами стали Джанет Джексон и Джастин Тимберлейк, завершавшие представление. В самом конце Тимберлейк, сорвав часть костюма Джексон, на долю секунды оголил ее грудь — и этого было достаточно, чтобы мир взорвался. Джексон лидировала в списке самых популярных запросов Google весь 2004-й и даже весь 2005-й, на MTV, НФЛ и CBS посыпались судебные иски, а на радиостанции и телеканалы США — несметное количество предписаний следить за нормами нравственности. Республиканская партия США использовала эпизод с оголенной грудью Джексон как подспорье во второй президентской кампании Джорджа Буша-младшего — для отвлечения внимания от войны с Ираком и надвигавшейся рецессии в сторону споров о состоянии морали в американском обществе.

Принс в перерыве Супербоула

Super Bowl XLI, 2007

Принс в перерыве Супербоула

Принс в перерыве Супербоула

Фотография: Getty Images/Fotobank

Если сорок первый Супербоул и останется в истории, то точно не из-за своей спортивной составляющей (матч между «Чикаго» и «Индианаполисом» получился очень скучным), а благодаря абсолютно триумфальному выступлению Принса в перерыве. Великий поп-музыкант убрал всех, засунув в пятнадцать минут своего выступления и невероятные версии своих собственных песен вроде «Let’s Go Crazy» и каверы на бронебойные хиты в диапазоне от «Proud Mary» Creedence Clearwater Revival до «Best of You» Foo Fighters. Самое лучшее Принс припас под конец, выйдя под оголтелый дождь и отыграв, конечно же, «Purple Rain».

Супербоул и 100 млн американцев

Super Bowl XLIV, 2010

Фотография: Getty Images/Fotobank

Матч между Indianapolis Colts и New Orleans Saints, закончившийся убедительной победой последних, взял невероятную рейтинговую планку — его впервые в истории посмотрело более 100 миллионов американцев, — если быть совсем уж точным, 106 миллионов, на 8 больше, чем предыдущий Супербоул. Следующий, сорок пятый Супербоул, прошедший в 2011-м, смотрело уже 111 миллионов человек.
Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить