«Хороший автор, достаточно свежий, хотя уже известный»
Режиссер документальных фильмов о современном российском искусстве Евгений Митта рассказал о художнике Райане Трекартене, которого он открыл для себя на Венецианской биеннале.
Мое самое сильное культурное впечатление за последнее время связано с Венецианской биеннале. Там был хороший автор, достаточно свежий, хотя уже известный, — Райан Трекартен. Он участвовал в двух выставках: в Арсенале у Массимилиано Джиони, и в Пунта-делла-Догана (это второе в Венеции выставочное пространство Фонда современного искусства Франсуа Пино). Очень выразительные работы, которые объединяют видео и элементы интерьера. Внутри этой экспозиции можно находиться физически, стоять там, сидеть, ходить. Райан Трекартен делает объемные видеоинсталляции, пародируя стиль MTV и молодежных ток-шоу, где все персонажи вроде таких зомби. Он переосмысляет культ селебрити, невероятный ажиотаж вокруг этого современного медийного образа жизни.
Фрагмент видео Райана Трекартена «Not Yet Titled» с выставки Массимилиано Джиони «Энциклопедический дворец» в Арсенале
Еще красивая была инсталляция в бельгийском павильоне, там художница Берлинда де Брукер положила большое ветвистое дерево, а на стеклянный потолок были натянуты ткани, через которые шел приглушенный свет. По атмосфере это напоминало фильмы Тарковского, очень красиво. Был интересный румынский павильон. В нем художники находились на протяжении всей биеннале и показывали там в том числе произведения, которые были созданы для предыдущих выставок, а зритель должен был гадать, что именно он видит сейчас — старую работу или новую. Была еще хорошая инсталляция в корейском павильоне куратора Сенгдук Кима, где было создано пространство полной дезориентации, такая радужная, светящаяся бесконечность. Особенно на эту работу хорошо реагировали дети. У Португалии нет своего павильона в Джардини, поэтому они пришвартовали рядом корабль и устроили в трюме выставку художницы Жуаны Васконселос. Она работает с различными китчевыми образами и использует традиционные португальские ремесла. Ее объекты напоминали огромные мягкие кораллы и были подсвечены множеством лампочек. Корабль еще при этом покачивался, и создавалось полное ощущение погружения в подводный мир. Но вообще эти ее объекты, выражающие большое мягкое бессознательное, связанные и сплетенные с применением традиционных ремесел, имеют ярко выраженную фаллическую форму, так что это такой стеб на тему представлений о женской роли в обществе и в искусстве.