Веласкес, Тициан, Ван Гог: самые важные находки последних лет
Недавно на кухне итальянского рабочего были найдены шедевры Гогена и Боннара, которые он купил за бесценок на рынке. «Воздух» вспомнил другие истории обнаружения ранее неизвестных или потерянных произведений.
Два Ван Дейка
Антонис ван Дейк, «Портрет Оливии Ботлер Портер»
В 2013 году с помощью телеканала BBC были обнаружены две ранее неизвестные картины знаменитого фламандского живописца Антониса ван Дейка. В марте 2013 канал запустил проект каталогизации всей масляной живописи в Великобритании, и внезапно картина из запасников провинциального музея оказалась подлинным портретом Оливии Ботлер Портер, фрейлины королевы Генриетты Марии, жены Карла I, выполненным Ван Дейком, который с 1632 года был придворным живописцем английского правителя. Вторая картина нашлась с помощью телешоу. В передачу «Antiques Roadshow» один сельский священник принес портрет мужчины, который оказался наброском к несохранившейся картине Ван Дейка. Что примечательно, на золотой раме, ради которой священник и приобрел картину, была надпись «Ван Дейк».
Самый ранний Эль Греко
Эль Греко. «Крещение», 1567-1570
В 2004 году старик из небольшого города на северо-западе Испании откликнулся на объявление Christie’s в местной газете. Эксперты почти сразу узнали на старой грязной доске, которую им показал владелец, раннее творчество Эль Греко. «Крещение» — это одна из самых ранних и потому редких картин греко-испанского живописца времен барокко, он написал ее между 1567 и 1570 годами. Куда более известны его полотна зрелого периода с узнаваемыми вытянутыми фигурами святых, чьи тонкие пальцы и выразительные глаза были воспеты не одним поколением искусствоведов. «Крещение» было куплено на аукционе Christie’s муниципалитетом Крита, где родился художник, за полтора миллиона долларов. Сейчас его можно увидеть в местном музее.
Новый Пикассо под старым
Портрет мужчины, обнаруженный под картиной Пабло Пикассо «Голубая комната» 1901 года
С тех пор как искусствоведы начали использовать инфракрасные лучи для более детального изучения живописных произведений, открытия стали случаться чаще, чем когда-либо в истории. Многие художники во времена юности, когда им не хватало денег на холсты, рисовали новые работы поверх менее удачных, как им казалось, старых. Так, например, в июне этого года специалисты изучили под ИК-лучами картину Пабло Пикассо «Голубая комната» 1901 года. Оказалось, что под слоем краски скрывается еще одна работа — портрет усатого мужчины, который печально подпирает голову рукой. Кто этот мужчина, до сих пор неясно, есть предположения, что это автопортрет Пикассо. Выяснить это, конечно, тем более сложно, что без инфракрасных лучей картину не увидеть. Разумеется, владелец «Голубой комнаты», американский музей Филлипс, удалить верхний слой краски не позволит.
Соавторство Ван Дейка и Веласкеса
Антонис ван Дейк, «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники»
В 2011 году в Испании обнаружили, что картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», которая уже не один десяток лет хранилась в Королевской академии изящных искусств в Мадриде, написана Антонисом ван Дейком. На картине изображена Мария с Иисусом, рядом — царь Давид, Иуда и Мария Магдалина, символизирующие расточительство, предательство и проституцию. По странному стечению обстоятельств эта работа, как и портрет фрейлины из английского музея (который упоминается выше), считалась копией, а оказалась оригиналом. Исследователи не испытывают одинаковый трепет при обнаружении всех неизвестных картин: Ван Дейк написал за свою жизнь около 900 полотен, многие из которых ему помогали завершить в срок ученики и помощники. Картину «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», как считается, вообще мог дописать Диего Веласкес, поэтому Ван Дейк в ней поначалу не очень угадывался. Подлинность работы заподозрили еще в 50-е годы XX века, но исследовать картину удалось только спустя 60 лет.
Год Ван Гога
Винсент Ван Гог. «Мельница Ле Блют-фин», 1886
В 2010 году картина «Мельница Ле Блют-фин» из музея голландского города Цволле была признана работой Ван Гога, хотя до этого над ее владельцем, основателем музея Зволле Дирком Ханнема, откровенно смеялись. Он утверждал, что в его коллекции есть несколько Вермееров, парочка Ван Гогов и Рембрандтов, но большинство из работ оказалось в итоге подделками. Так думали и про «Мельницу», которая провисела в музее 25 лет, пока специалисты не решили все же ее проверить. Оказалось, это действительно Ван Гог, 1886 года — в это время художник жил в Париже и ходил в один и тот же художественный магазин, печать которого нашли на обороте картины. В пользу подлинности говорит палитра, пигмент краски, а также размер холста и индивидуальные особенности почерка Ван Гога, которые обнаружились в этой работе. Удивительно, но в 2013 году в Амстердаме нашли еще одну ранее неизвестную картину Ван Гога — «Закат в Монмажуре». Владельцы тоже не сразу смогли убедить сотрудников музея в том, что полотно из частного собрания — настоящее. С тех пор как им отказали в 1991 году, картина висела на чердаке, пока о ней вновь не вспомнили и не объявили одной из важнейших находок последнего времени.
Немецкий Тициан
Обнаружение ранее неизвестной картины Тициана — гораздо более волнующее событие, чем обнаружение очередного творения Ван Дейка, который рисовал очень много и не всегда в одиночестве.В сентябре прошлого года профессор Венского университета Артур Розенауэр доказал, что картина из частной коллекции, изображающая триумф воскресшего из мертвых Иисуса Христа, является неизвестной работой Тициана. Эта картина принадлежала немецкой аристократической семье фон Бюлов с XIX века. Последний знаменитый хозяин картины — Бернгардт фон Бюлов, канцлер Германии с 1900 по 1909 год. Он умер в 1929 году, и еще до начала Второй мировой картина была перевезена его наследниками в Южную Америку, где ее впоследствии и купили нынешние владельцы. Несмотря на подозрительный провенанс, исследования подтвердили подлинность картины. Артур Розенауэр отдельно отметил, как хорошо она сохранилась, учитывая, что предположительный год создания — 1511.
Два новых да Винчи
Портрет Изабеллы д’Эсте, приписываемый Леонардо да Винчи
За последние годы было найдено целых две работы, предположительно написанных Леонардо да Винчи. Это два профиля — и две дамы: «Профиль молодой девушки в платье Ренессанса» и портрет Изабеллы д’Эсте, покровительницы Леонардо, Тициана, Рафаэля и многих других мастеров Возрождения. На портрете молодой девушки из частной коллекции оксфордский профессор Мартин Кемп в 2009 году обнаружил отпечаток пальца, который идентичен отпечатку на другой работе, которую уверенно приписывают Леонардо. Помимо этого, он провел исследование и выяснил, что картина выполнена левшой и имеет стилистическое сходство с другими произведениями мастера. Обобщив всю информацию о картине, Мартин Кемп предположил, что она написана в 1496 году и на ней изображена дочь герцога Лодовико Сфорца Бьянка. При дворе герцога ценились математика и инженерное мастерство, поэтому Леонардо был приглашен к нему, чтобы строить мосты и пушки. Второй портрет был исследован в 2013 году, и радиоуглеродный анализ доказал, что он действительно был создан во времена Возрождения. Исследователей поразило сходство картины с наброском к портрету Изабеллы д’Эсте, который находится в Лувре. Как и почему этот портрет долгие годы избегал внимания искусствоведов, пока неясно. Последнее место его хранения — сейф швейцарского банка, так что не исключено, что история путешествий этой картины едва ли не интереснее истории ее создания.
Гоген и Боннар за 23 евро
Слева: Поль Гоген. «Фрукты на столе, или Натюрморт с собачкой», 1889 Справа: Пьер Боннар, «Женщина с двумя креслами»
В 1975 году рядовой рабочий завода «Фиат» зашел на распродажу забытых и невостребованных вещей и купил там две картины за сумму в 45 000 лир — около 23 евро по сегодняшнему курсу. 40 лет картины висели у него на кухне, пока подросший сын как-то не заглянул в каталог Гогена и не заметил поразительное сходство. Выяснилось, что это подлинные картины Гогена и Боннара, которые были украдены из частной коллекции в Лондоне в 1970 году. Трое мужчин под предлогом установки сигнализации спокойно зашли в дом, попросили горничную сделать чашку чая, и пока она отсутствовала в комнате, вынули картины из рам и скрылись. Затем картины были почему-то оставлены в итальянском поезде, откуда и отправились на аукцион забытых вещей. Тогда как на художественных аукционах их стоимость значительно подросла со времени исчезновения. Натюрморт Гогена «Фрукты на столе, или Натюрморт с собачкой» приближается к стоимости 10–30 млн евро, а произведение Боннара «Женщина с двумя креслами» оценивается в 600 тысяч евро.
Неизвестный Веласкес из королевского дворца
Диего Веласкес. Портрет (предположительно) Хуана Матеоса.
В 2010 году на аукционе Bonhams в Лондоне должны были продавать собрание картин малоизвестного английского художника XIX века Мэттью Шепперсона. Однако один портрет показался специалистам из аукционного дома слишком хорошим для мастера средней руки, каким считается Шепперсон, придворный художник в Букингемском дворце. Когда знатоки искусства XVII века осмотрели портрет, они подтвердили, что это действительно ранее неизвестная картина Веласкеса. По поводу того, кто изображен на портрете, ведутся споры, но есть предположение, что это Хуан Матеос, управляющий королевскими гончими, другой известный портрет этого вельможи Веласкес написал в 1632 году. Как эта картина оказалась среди произведений Мэттью Шепперсона, остается загадкой. Возможно, художник был одновременно и коллекционером, но не выставлял свое увлечение на публику.