перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид по «Манифесте»: от основного проекта до квартирных выставок

Завтра в Петербурге открывается биеннале современного искусства «Манифеста», вместе с ней — еще сотня разнообразных выставок по всему городу. «Воздух» составил гид по ключевым из них.

Искусство

Основной проект «Манифесты» в Эрмитаже

Коллаж: Франсис Алис

Центральная площадка биеннале состоит фактически из двух отдельных выставок — в Главном штабе и в старом Эрмитаже. В Главном штабе просторно и по большей части безлюдно, в центре экспозиции — трехэтажная инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез», имитирующая полуразрушенный дом, в руинах которого видны интерьеры комнат с произведениями искусства, висящими на стенах. Чтобы увидеть эти комнаты поближе, придется подняться на 3 этаж. Там расположена еще одна титульная работа выставки — документация перформанса бельгийско-мексиканского художника Франсиса Алиса, который приехал в Петербург из Бельгии на «копейке», воплощая мечту своей юности. Эта «копейка» в рамках перформанса была разбита о дерево во дворе Эрмитажа и оставлена там как уличная реклама «Манифесты». На 4 этаже внезапно обнаруживается три зала Матисса — его работы временно переместили с основной экспозиции, а на их место повесили произведения современных художниц, одна из которых создала портреты известных гомосексуалистов вроде Чайковского, Эйзенштейна и Нуреева, в команию которых по какой-то причине затесался и Антон Красовский. Работы Йозефа Бойса, Герхарда Рихтера и других, менее известных широкой публике деятелей культуры, внедрены в Эрмитажную экспозицию, что делает их обнаружение сложной задачей. Единственная работа, которую почти невозможно пропустить, — произведение японца Тацу Ниси, построившего вокруг одной из огромных люстр 2 этажа дворца деревянный домик, который внутри имитирует интерьер обычной советской квартиры с ковром на стене и салфеточкой на телевизоре.

  • Когда 28 июня — 31 октября
  • Где Эрмитаж
  • Билеты 500 р.

Параллельная программа в Кадетском корпусе

Фотография: промо

Вторая по величине и значимости площадка биеннале — корпус бывшего военного училища, в котором расположились несколько отдельных масштабных инсталляций и ряд обособленных групповых проектов — в том числе выставка 12 фотографов из Школы Родченко, выставка винзаводовской площадки «Старт» (о которой читайте отдельно), произведения молодых петербургских художников и многое другое. Самые крупные работы — инсталляция «Процесс прохождения» Ивана Плюща, которая впервые была показана на Уральской биеннале, а также инсталляция Ирины Кориной «Торжество» и медитативное видео Полины Канис «Парадный портрет». Во дворе корпуса стоит замечательно уродливый фонтан Ивана Горшкова — корявый ржавый антипод всех фонтанов Петергофа.

«Generation «Старт» в Кадетском корпусе

Фотография: facebook.com/Center.WINZAVOD

Один из самых интересных проектов параллельной программы — инсталляции 16 молодых художников, которые начали свою карьеру с выставки в «Старте» на Винзаводе. По сути, это 16 маленьких выставок, объединенных куратором Николаем Палажченко в одну систему: здесь есть и безусловные звезды вроде Аслана Гайсумова и Евгения Антуфьева, и менее известные художники вроде Татьяны Пеникер, самой молодой участницы «Старта» 1994 года рождения. Объединить эти работы какой-то общей темой, кроме радости узнавания, было бы невозможно — пробитые пулями ворота Аслана Гайсумова и детальные девичьи рисунки Татьяны Пеникер совершенно не связаны с «Кинотеатром для мигрантов» Таисии Круговых или исследованием поэтического языка, которое визуализировал Павел Арсеньев. Однако Кадетский корпус с его коридорной системой, облупленными стенами и рассохшимися рамами как нельзя лучше воссоздает родные стены «Винзавода», поэтому здесь одинаково ровно смотрятся и вышитые панно Ахметгалиевой, и музыкальная инсталляция с использованием меховых шапок Игоря Самолета, и магические объекты Антуфьева, и жутковатая теплая силиконовая скульптура от Milk & Vodka.

Выставка в бывшем КБ «Сигнал»

Фотография: vk.com/signal_2014

Альтернативная «Манифесте» выставка петербургских художников, которая находится в здании бывшего секретного КБ на Васильевском острове. По дороге сюда открываются потрясающие виды на три кладбища — лютеранское, григорианское и православное, а также на остров Декабристов. Вход на выставку под руководством куратора Петра Белого находится за вывеской «Шиномонтаж» по адресу Проспект КИМа, 6. Заброшенный советский «офис» идеально обжит — здесь нашлось место и архиву перформансов группы «Новые тупые», и выставке художников-«ретромутантов», которые работают в технике сложносочиненного коллажа, и целой серии объектов, выполненных из найденных на территории «Сигнала» вещей. Скульптуры из старых телефонов и картотечных шкафов придают опустошенным комнатам сюрреалистический уют, здесь как нигде уместен разговор о новой жизни старого здания. Самый запоминающийся пример — работа Петра Швецова, который превратил старый мужской туалет в храм Диониса, разрисовав кафель эротическими картинами, стилизованными под росписи древнегреческих амфор.

Музей стрит-арта на заводе

Фотография: facebook.com/StreetArtMuseum

Огромные полузаброшенные пространства завода превращены в первый российский музей стрит-арта, как бы парадоксально ни звучало это словосочетание. Первая выставка музея под названием «Casus Pacis» («Повод к миру») состоит из 200 работ самого разного жанра — от росписей до видео — и посвящена проблемам войны и мира. Первоначальная идея предполагала, что темой будет годовщина Первой мировой, но события на Украине дали создателям новый простор для интерпретаций. Всего в проекте принимают участие около 60 художников из России, Украины и отдельных европейских стран — Interesni Kazki, Вова Nootk, Тимофей Радя, группа Gandhi, Сергий Радкевич, Миша Мост, Дмитрий Булныгин и другие.

«Что думает меня» в «Тайге»

Фотография: davidraymondconroy.co.uk

Проект двух кураторов из Лондона и Вильнюса, которые попытались понять, чем отличается мышление художников из разных стран. Название — это отсылка к эссе американского концептуалиста Джона Балдессари, написанного в 1982 году, в котором он перечисляет мысли, которые «думают его» и определяют творчество вне зависимости от его собственного желания. Из российских художников в выставке участвует Таус Махачева — всего здесь представлены 16 художников, включая самого Джона Балдессари, соседство с которым Таус Махачевой, например, должно быть очень лестно.

«Жизнь замечательного Монро» в Новом музее

Фотография: Промо

Огромная ретроспектива Владислава Мамышева-Монро, петербургского художника круга Тимура Новикова и Новой академии. В прошлом году он погиб на Бали. В основном Монро известен благодаря серии перевоплощений в различных исторических персонажей, политиков, других художников — одной из его первых ролей была Мэрилин Монро, имя которой закрепилось за ним как прозвище. Однако кроме ролевых перевоплощений (его фотографии и видео в образе Мэрилин Монро входят в основной проект «Манифесты» и показаны в Главном штабе) Мамышев-Монро делал и объекты, и картины и был, помимо прочего, исключительно дружелюбным и открытым человеком — об этом выставка в Новом музее.

Observatorium в жилом доме

Фотография: из выставки художников Стаса Шурипы и Ани Титовой

Выставка художников Стаса Шурипы и Ани Титовой, посвященная мании преследования и теориям заговора. Экспозиция располагается во флигеле жилого дома и выглядит как архив безымянного наблюдателя, который ищет доказательства какой-то не вполне сформулированной теории, обводя на фотографиях кружками отдельные предметы и лица и постепенно теряясь в своих собственных фобиях.

Выставка Игоря Макаревича на Пушкинской, 10

Фотография: varsopko-alexey.livejournal.com

Конгломерат художественных галерей на Пушкинской, 10, существует уже больше 20 лет — с тех пор как это место было сквотом, где проходил культурный всплеск авангарда 80-х. Выставка Игоря Макаревича, важного представителя московского концептуализма, участника «Коллективных действий», посвящена его старому проекту «Homo Lignum. История шкафа», в рамках которого художник, страдающий от своей нерешительности, наряжается в Пиноккио и пытается ограничить свой мир стенками шкафа, в котором он хотел бы скрыться. Помимо экспозиции Макаревича, на Пушкинской, 10, можно посмотреть и другие выставки, побродить по этажам в поисках славного прошлого этого места и проникнуться духом петербургского андеграунда.

«Ащущения другова» и «Случайные совпадения» в «Эрарте»

Фотография: www.fashizm.ru

Самый крупный негосударственный музей современного искусства в России подготовил в рамках параллельной программы Манифесты три выставки, две из которых открываются летом, а еще одна в сентябре. «Ащущения другова» — выставка, посвященная Сергею Курехину и проецирующая его талант на всю культурную жизнь Петербурга 80–90-х от Германа Виноградова до Алексея Беляева-Гинтовта. Выставка «Синих носов» основана на сопоставлении произведений русских и западных художников, которые внезапно оказываются очень похожи — например работа Дэвида ЛаШапеля и Олега Кулика, Павла Брайла и Вячеслава Мизина. Однако, вместо того чтобы предположить, что русские художники создали вторичные произведения, «Синие носы» утверждают, что все не так просто.

«Квартирное искусство как домашнее сопротивление» в бывшей коммуналке

Фотография: gorod-plus.tv/Сергей Калинкин

Проект Олеси Туркиной и Романа Осминкина в рамках публичной программы биеннале. Каждую неделю экспозиция, которая расположена в бывшей коммунальной квартире, будет меняться. В центре внимания кураторов — неофициальная художественная жизнь Петербурга, проходившая в частных пространствах города-музея. Здесь будут показаны работы художников начиная с 60-х годов и до наших дней: произведения нонконформистов, архив галереи «Асса» Тимура Новикова, работы группы «Паразит» и других представителей альтернативной петербургской художественной сцены. Посмотреть выставку можно будет каждую субботу и воскресенье до 1 сентября. Это далеко не единственная стоящая экспозиция публичной программы биеннале — остальные проекты разбросаны по городу и зачастую не предполагают привязки к конкретному месту.

  • Когда до 1 сентября, каждую субботу и воскресенье
  • Где Марата, 33
  • Билеты бесплатно
Ошибка в тексте
Отправить