Гастарбайтер, «Википедия», безысходность: как устроена современная пьеса
«Воздух» изучил сорок пьес участников фестиваля «Любимовка», который стартует 6 сентября, и составил краткий букварь новой драмы.
Старейший драматургический фестиваль отмечает 25-летие с размахом.
Из 450 пьес, присланных на конкурс «Любимовки», было отобрано 40, не считая
гигантского списка «особо отмеченных». Начиная с 6 сентября с утра до вечера в
течение недели в «Театр.doc» и Центре им. Мейерхольда будут звучать российские,
украинские и белорусские тексты звезд и дебютантов. В довесок с пятницы на
субботу в качестве бонуса организаторы устраивают «Психоночь» — серию читок
экспериментальных (на самом деле нет) пьес. На все события вход свободный, по предварительной записи.
Настоящее время
Никаких исторических драм, никакого футуризма и параллельных миров. Все драматурги конкурсной, внеконкурсной и экспериментальной программ как один пишут пьесы про сегодня. Чтобы не показаться несовременным, Виталий Ченский («Как избавиться от мертвой собаки воскресным вечером») вкладывает в уста вполне комедийных персонажей слово «майданутый», а Евгения Некрасова («Сестромам») указывает в ремарке звук мессенджера. И если в «Опарышах» Натальи Блок, где кухонные хиппи поют Веню Д’ркина, упомянутое «сегодня» можно принять за «позавчера», то в удивительном бессюжетном опусе «Карина и Дрон» Павел Пряжко с точностью гравера зафиксировал код общения поколения мемов; движения руками «кота из японской анимации», всевозможные «ом-ном-ном» и «дакфейсы» — действительно выхваченный из реальности знак времени.
Цитаты из «Википедии»
«Знаете ли вы, что…» — самый популярный жанр сезона: драматурги знакомят потенциального зрителя с самыми разнообразными фактами окружающей их действительности. В таких вещах, как «Хач» Ульяны Гицаревой или «Иван» Сергея Филиппова, ликбез обретает мощную социальную силу: в первом случае мы получаем геополитический анализ проблемы мигрантов, во втором — фантасмагорическую лекцию о механизме воздействия всех видов наркотических веществ. Некоторые авторы — к месту и не к месту — не стесняются пользоваться «Википедией». Тогда как в стендапе Максима Досько «Лондон» и криминально-комической зарисовке Виталия Ченского «Как избавится от мертвой собаки воскресным вечером» герои обращаются к всезнающему ресурсу вполне обоснованно, в том же «Хаче», например, дан развернутый копипаст определения слова downshifting из русской «Википедии».
Гастарбайтеры
Помимо упомянутого сочинения Ульяны Гицаревой, где в планетарном масштабе исследуется вопрос «третьего сорта людей», в шорт-листе имеется только одна пьеса на животрепещущую тему, зато исчерпывающая — «Магазин» Олжаса Жанайдарова. Москва, подвальный продуктовый, рабство, пытки, изнасилования, самоубийства. Пьеса — параллельные монологи двух казахских женщин, хозяйки магазина и одной из ее подневольных. Отрада в том, что текст безо всяких оговорок театрален, то есть предполагает объемный сценический образ. Ужас — в ремарке «основано на реальных событиях».
Комментированное слайд-шоу
Спектакль «Я свободен» Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко, Театр Post
Вслед за постдраматической жемчужиной Пряжко двухлетней давности «Я свободен» драматурги новой волны один за другим стали выдавать пьесы для человека и экрана. На экране — фотографии, человек их комментирует. Два примера: школьница демонстрирует свои первые опыты в художественной фотографии, попутно сообщая о себе все обыденные подробности, — «Фотки, фоточки» Марии Ботевой; артист рассказывает реальную (и чрезвычайно сентиментальную) историю про белорусского сантехника, победившего в лондонском конкурсе соломоплетения, — «Лондон» Максима Досько. Фото прилагаются.
Безысходность
Спектакль «UFO» Ивана Вырыпаева, театр «Практика»
Нет лучшего лекарства от оптимизма, чем 40 пьес «Любимовки». Общая картина мира примерно такова: быть журналистом даже в районной газете смертельно опасно («Поехавшие» Александра Демченко), правоохранительные органы — главный рассадник криминала («Моя милиция меня» Татьяны Киценко), тотальный алкоголизм и запредельный абсурд не оставляют шанса проблеску адекватности («Тракторист, сука!» Александра Юшко), усыновители отказываются от детей из страха быть убитыми («Сироты» Артема Материнского), даже в детской героической сказке зло побеждает добро в кровавой бойне («Тявкай и рычи» Юрия Клавдиева) и выход из всего этого один — самоубийство («Учебник дерзости» Юлии Тупикиной). Но есть увесистая ложка благодати в бочке неприглядной правды — «Чему я научился у змеи» Ивана Вырыпаева. Фирменные сентенции о толерантности, мудрости и любви как никогда кстати.
Политика
Майдан как новый главный герой драматургов
Сцены уличных бунтов, столкновений с полицией и упоминания Майдана встречаются в каждой второй пьесе. Самый оголтелый в этом смысле текст — «Захвати мне облгосадминистрацию» Анастасии Косодий — представляет собой одновременно мистический триллер, романтическую сагу и декабрьскую хронику Майдана. Но любопытнее всего обнаруживать гражданскую рефлексию в самых тематически абстрагированных вещах. В «Чему я научился у змеи» Вырыпаева, когда речь заходит о феномене страха, в пример приводится военное вторжение одного государства на территорию другого. А филигранный экшен про неравный бой лесных зверей со змеями и пауками «Тявкай и рычи» Клавдиева — очевидный привет андерсоновскому «Бесподобному мистеру Фоксу» — оканчивается героическим призывом к сопротивлению: «Даже если все, что вы можете, — это тявкать, как лисицы, и рычать, — рычите и тявкайте. Не останавливайтесь ни на секунду, потому что, если вы остановитесь, некому будет раскачивать мир».
Мистика
Внезапную популярность обрел линчевский двигатель сюжета, когда персонажи сталкиваются с неведомым и начинают вытворять глупости. В «Unlimited» Максима Чуклинова герои осознают, что время остановилось, дорога бесконечна, в гору идти легко и совершенно не хочется есть; в «Полях ярости» Михаила Башкирова загадочный кусок НЛО заставляет жителей захолустного городка проявить свою истинную сущность; старшая сестра героини в «Сестромаме» Евгении Некрасовой после смерти является в виде громадной и неуклюжей птицы-прорицателя; кульминацией «Божьего медведя» Марии Зелинской становится превращение сумасшедшей старухи в медведя — и так далее. Разбираться во всем этом, разумеется, — дело зрителя.
Женские роли
Отбор этого года как никогда богат на крупные женские роли всех характеров и возрастов: лесбиянка, сходящая от отцовского гнета с ума («Взорвись, мой город» Сергея Давыдова), старая дева и инфантильная мечтательница («От безделья ты отпустишь всех китов в океан» Полины Бородиной), ворчливые вдовы-язычницы («Пещерные мамы» Рината Ташимова), истеричная нимфоманка («Хорхарона» Ярославы Пулинович) плюс упомянутые выше казахские женщины и развязные школьницы — все это женские монопьесы, диалоги, трио и центральные роли. Из всего многообразия возвышается редкого качества бенефисная пьеса про ослепшую пожилую балерину — «Фиолетовые облака» Анжелики Четверговой. Редкий случай, когда новая драма может подарить академическому театру действительно великую роль.
Моноспектакль
Самый экономный театральный жанр все еще в тренде. Помимо монолога про «Фотки, фоточки», стендапа про сантехника Гену и вырыпаевского письма с необитаемого острова, в отбор этого года попала, например, монопьеса про 30-летнюю парикмахершу «Неровные кончики» Галины Журавлевой. Ее можно давать почитать всем, кто привык портить нервы в спорах о политике с самыми близкими, — произойдет печальная радость узнавания.
Киносценарий
Пока работающие в театре драматурги адаптируют к сцене киносценарии, конкурсанты «Любимовки» на голубом глазу ставят знак равенства между сценарием и пьесой. Режиссеру, взявшемуся за постановку тех же «Поехавших» или «Сестромама», придется писать инсценировку, в которой мало что останется от ремарок про тысячные толпы, несущиеся машины, говорящих тараканов и поездки в лифтах. И если «Unlimited» Чуклинова в самом деле располагает к условной, образной режиссуре, а «Поехавшие» как будто специально написаны для читки, то скрупулезные ремарки, к примеру, Василия Алдеева во «Все будет хорошо» как бы намекают, что интерпретация нежелательна: «Отпивает, давится и разбрызгивает портвейн, как будто вступает с собой в полемику, захватывая левой пятерней клетчатую рубашку на уровне груди». Для сравнения — на противоположном полюсе, в сценической миниатюре (с редким соблюдением единства времени, места и действия) «Эффект ложки» Анна Шафран-Сафронова единственный раз прибегает к подробной ремарке, трезво резюмируя: «Хотя можно обойтись и без этого».
- МВД
- Иван Вырыпаев
- Дмитрий Волкострелов
- Центр им. Мейерхольда
- Анастасия Косодий
- Артем Материнский
- Виталий Ченский
- Галина Журавлева
- Евгения Некрасова
- ИТАР-ТАСС
- Максим Чуклинов
- Максим Досько
- Мария Зелинская
- Любимовка
- Павел Пряжко
- Полина Бородина
- Ринат Ташимов
- Сергей Давыдов
- Сергей Филиппов
- Татьяна Киценко
- Юлия Тупикина
- Ярослава Пулинович
- Юрий Клавдиев
- Михаил Башкиров
- Театр
- Театр.doc