«Это о российском пейзаже, а не о футболе»
«Воздух» поговорил с московским фотографом Сергеем Новиковым, который собирает деньги на фотопроект «Grassroots», о любительских футбольных клубах и их крошечных стадионах на фоне берез, озер и полей.
- Судя по твоему портрету, который ты нам сегодня прислал, футбол и до проекта «Grassroots» был тебе не чужд.
- Да, это так. Я с юношества увлекался футболом, следил за ним, потом одно время работал ассистентом фоторедактора в журнале «PROспорт», много видел спортивной фотографии. Примерно тогда же я понял, что больше всего мне нравится путешествовать и снимать футбол. Я начал придумывать фотопроекты, связанные со спортом, — но, скорее, с любительским, одноэтажным, с изнанкой спорта, чтобы все было наоборот. Во время матчей сборной в «Лужниках» вокруг поля стоит 300 фотографов — вот это мне как раз не интересно, хочется наоборот поехать куда-то подальше и показать то, что никто никогда не снимает.
- Но ты как болельщик на стадион ходишь? У тебя татуировки с логотипами клубов.
- Нет, ну это сценический образ, никаких татуировок нет, конечно. Если приглядеться, то можно увидеть там названия ФК «Урожай» и «Энергет», это клубы из моих поездок последних. Я на футбол, конечно, хожу, но довольно редко — команда, за которую я болею, «Спартак», в последнее время расстраивает. Меня сейчас больше интересует любительский футбол.
- С чего начался этот интерес?
- В 2009-м московское «Торпедо» шедеврально упало в любительскую лигу, по-моему, из-за того, что не нашли денег на заявку. И я снимал их приключения, каждые две недели ходил на тренировочное поле на Стрельцова, где они играли, съездил на несколько выездов с ними. Я жил близко от стадиона, мог пешком ходить на их матчи — и так окунулся в любительский футбол. А через 2 года я придумал серию «FC Volga United» — внезапно меня осенила мысль, что было бы неплохо попутешествовать вдоль Волги и поснимать одноименные клубы. Нашел девять таких команд, от истока реки до Самарской области. Снимал игроков, стадионы, пейзажи у реки. И постепенно пришел к съемке футбольных ландшафтов. Так и получилась серия «Grassroots» — она вся о том, что окружает футбольные матчи в провинции.
- То есть ты специально ищешь стадионы, которые находятся посреди пасторальных пейзажей?
- Да, это скорее о российском пейзаже серия, чем о футболе. Я делаю очень много ресерча перед тем, как отправиться снимать. Есть регионы, где я долго не могу найти подходящего поля.
- Как этот ресерч происходит?
- Я ищу во «ВКонтакте» какие-то команды из разных регионов, отсматриваю их поля, потом связываюсь с кем-то из местных, чтобы снять еще и портрет команды. Они меня практически всегда после моего запроса переспрашивают, сколько это им будет стоить. (Смеется).
- Куда ты дальше всего забирался в этих приключениях?
- Пока, к сожалению, я езжу только по европейской части России. Но уже преодолел довольно большие расстояния — дважды ездил в Мурманскую область, в города Заполярный, Полярный, Снежногорск. Там вообще играют не на траве, ее нет в тундре. Почти все эти города закрытые, потому что там чинится Северный морской флот. Я без всяких надежд написал в местную администрацию и через 2 месяца получил ответ: «Приезжайте на матч». Меня встретили у въезда в город, не отступали ни на шаг во время матча. Очень душевные ребята. В той же области команда подвозила меня на матч в Ковдор (я часто езжу с командами, потому что многие места транспортно труднодоступны), и у них не хватало игрока — они предложили отбегать за них матч. На юг доезжал до Краснодарского края. Собственно, я поэтому и провожу краудфандинг-кампанию — чтобы набрать денег на поездки на Урал, в Пермский край, где я уже нашел некоторое количество интересных стадионов.
- А зачем тебе все это?
- Это образ жизни, не более того. По большому счету это исследовательский интерес. Потому что в те места, куда я езжу, забираются в основном любители сфотографировать развал империи, найти какой-нибудь ужас. Мне же, наоборот, все это кажется очень красивым, и хочется заново открыть эти города и вернуть их на карту. Мало кто представляет, как выглядят города Челябинской области или тот же Снежногорск. А тут хоть какая-нибудь картинка есть. А вообще, у серии «Grassroots» есть основная идея. В каждом регионе России живут десятки любительских клубов, которые никому не интересны и про которые никто не знает. Даже трибуны зачастую пустые. В 2018-м у нас пройдет чемпионат мира по футболу, построят десяток новых современных стадионов. Хотелось бы в этих городах, где будут проходить матчи ЧМ, показать мои снимки, чтобы туристы узнали, какова футбольная Россия во всем ее многообразии. Как ее футбольные поля интегрированы в городской ландшафт. Как это в городской среде выглядит. Я считаю, что через стадион можно показать жизнь города.
- Чем живут эти клубы, которые ты находишь?
- Для многих из этих игроков и тренеров футбол — это единственная отдушина в жизни, единственный интерес помимо работы и семьи. Большинство футболистов работают на каком-нибудь градообразующем предприятии. У них есть еженедельный цикл, одна игра в выходные, и это держит их на плаву по жизни. Молодой парень в юношестве начинает заниматься футболом и заканчивает играть в 35 лет — и все это время выступает за одну и ту же команду. Это образ жизни на протяжении двух десятков лет, это все, что у него есть.
- Но при этом у них все серьезно — форма, тренеры, выезды.
- Да, но форма, например, достается с трудом. Обычно у команды есть спонсор, то самое предприятие, или местная организация — есть, например, команда КПРФ в Великих Луках. Игроки не получают денег, но спонсор оплачивает им пошив формы (часто только одного комплекта), покупку мячей и автобус в другой город на выездную игру. В Свердловской области есть город Реж, команду его спонсирует хлебокомбинат, и у них на груди написано «Реж-хлеб» — уже смешно. Люди живут этим, горят, варятся в своем соку. У них есть свои болельщики, которые готовы проехать за командой несколько сотен километров. Есть фанаты, которые организованно выезжают на автобусах. Стычки тоже бывают. Но, вообще, насилия мало на трибунах, и болельщики подобрее, не такие оголтелые, как у топ-клубов. Все как в большом футболе, только в микромире. А что касается матчей, то по накалу они, по-моему, не уступают. Я недавно ходил на «Спартак» — «Локомотив», и большой разницы в динамике игры не увидел, любители не медленнее профессионалов двигаются. Поэтому немного обидно, что этим игрокам даже на форму и тренировочный процесс трудно набрать денег.
Помочь Сергею и его проекту можно на сайте «Планета». Больше фотографий можно посмотреть на сайте проекта.
Интервью