Древний Кипр: великая богиня, храмовые мальчики и зарождение патриархата
В Пушкинском музее проходит выставка искусства Древнего Кипра. Ее кураторы рассказали «Воздуху», что на выставке — самое интересное
Долгое время искусство Кипра считалось провинциальным или по крайней мере второстепенным по отношению к греческой классике. Поскольку это островная культура, ей было свойственно заимствование, но, с другой стороны, это культура замкнутая, поэтому здесь сохранялись какие-то атавизмы. Например, давно забытые формы древних идолов внезапно возрождались в мелкой пластике более позднего времени. Культура Кипра, по мнению специалистов, знала всего два больших расцвета — в период бронзового века (3500–1200 годы до н.э.) и в период греческой архаики (650–480 годы до н. э.). С VI века до н.э. кипрская культура теряет свою идентичность. Последняя крупная выставка искусства Кипра в СССР состоялась в 1970 году, тогда как на Западе как раз с 70-х и начала 80-х годов возникает много кипрских галерей в крупных музеях. Привлекательность искусства Древнего Кипра заключается в его пограничном расположении между греческим и восточным миром. В кипрском искусстве долгое время сохранялись месопотамские, шумерские черты, но в то же время киприоты активно взаимодействовали с греками, например переняли у них гончарный круг, который исторически не жаловали. Композиция выставки — подиум посреди зала искусства Древней Греции — подчеркивает островную культуру Кипра и его особую роль в истории Древнего мира.
Особая керамика
Краснолощеный кувшинчик с инкрустацией. 2300–2000 до н.э.
Бихромная ойнохоя с четырехсторонним декором. 750–600 до н.э.
Кипрским вазам не была свойственна строгая геометрия греческих изделий, несмотря на то что здесь использовали и гончарный круг, и циркуль. Кипрские мастера все равно предпочитали располагать ровные круги разного размера группами по всему сосуду.
Святилища-рощи
Статуэтка девушки, приподнимающей край одеяния. Последняя четверть VI века до н. э.
Во времена греческого геометрического стиля (900–700 годы до н.э.) созревают условия для развития городов-государств. На Кипре было в разное время до 10 царств. Одно из них — Идалион — наиболее подробно представлено на выставке. В Идалионе было святилище-роща, которое раскапывал немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер. Эти вещи выставлялись в Берлине, в 1945 году тот бункер во Фридрихсхайне, где они хранились, был взорван, и многое к нам пришло в черепках. Храмы, как и на востоке с древнейших времен, объединяли вокруг себя мастерские и склады с зерном. Археолог Макс Онефальш-Рихтер, раскопавший Идалион, создал схему святилища. Перед каменным алтарем со священным камнем стояли полукруглыми рядами статуи адорантов. Люди приносили в храмы тысячи и тысячи таких скульптур. Когда они вырабатывали свой срок, их закапывали в специальные ямы. Так их и нашли археологи.
Фигурка Астарты
Подвесная плита с фигурой богини с «локонами Хатор». Саламин, конец VII — начало VI века до н.э.
Символом выставки стала подвесная плита с богиней Астартой. Астарта и Инанна — это древние предшественницы Афродиты. Святилища, кстати, всегда были открытыми, с алтарем у одной из стен. Плита эта совершенно в кипрском вкусе: удлиненный силуэт, простое личико. Киприоты любили деформировать свои статуи, они все с немного измененными пропорциями. Есть теория, что это связано с изменением власти в семье и обществе. В это время окончательно утверждается власть отца. Власть матери несколько была приглушена, и то, что эти статуэтки имеют мужскую конституцию — широкие плечи, узкие бедра, — возможно, одно из отражений этого процесса. Но с другой стороны, на Кипре долгое время была доминанта женского божества.
Головы из Лимнити
Голова юноши в головном уборе со сложным декором. Лимнити, 4-я четверть VI века до н.э.
В святилище города Лимнити сохранились удивительные объекты — отдельные статуарные головы. В древности обожествляли отдельные части тела. В еще одном святилище были обнаружены отдельные ямы с головами, торсами и руками. Голова считается мужским органом — если помните, Афина родилась из головы Зевса.
Боги, которым поклонялись на Кипре, были общими для всего этого региона. Были великие богиня и бог. Богу потом дали имя Аполлон, а богине — Афродита. Имя Афродита на Кипре появляется только в IV веке до н.э. До этого бога и богиню именовали господин и госпожа. Круглая скульптура здесь была сравнительно новым искусством. Влияние на эту скульптуру оказали и египетские, и персидские работы. Но влияния частные — в основном мы видим геометрические линии, пристрастие к прямым углам. А также своей архаичностью статуэтки богов напоминают священные камни. В какой-то момент происходит заимствование из греческой культуры, например скульптуры обряжаются в хитон и гиматий. Киприоты придерживались строгой двухцветности, они использовали в основном красный и черный. Голубую и желтую краску в терракоте стали употреблять позже.
Храмовые мальчики
Еще одна кипрская традиция — статуэтки храмовых мальчиков, их часто называют Адонис или Таммуз. Они всегда представлены в такой удивительной позе, с выраженными гениталиями. Есть предположение, что это статуэтки мальчиков, посвященных в служение богу, или их дарили на обрезание, или они заменили первоначальную человеческую жертву, или их дарили на рождение сына. Вообще, в IV веке финикийцы утвердились на Кипре в Китионе, и у них вот детское жертвоприношение было распространено, это была такая страшная жертва родителей.
Идолы
Голова женской пластинчатой фигуры. 1900–1725 до н. э.
Самые древние экспонаты на выставке относятся к III тысячелетию до н.э. Находили их и на Кипре, и на Кикладах, и на Крите. Киприоты взаимодействовали с Сиро-Палестиной и гораздо раньше — это один из самых серьезных центров зарождения цивилизации. III тысячелетие до н.э. — это поворотная точка, потому что в этот момент появляются корабли, которые позволяют перевозить больше товара, и поэтому новые территории осваиваются активнее. На Кипре было много меди, востребованного металла в то время. Основа кипрского благосостояния — это торговля медью. Самые ранние из антропоморфных изображений на выставке — цикл так называемых идолов. Для них характерны геометрические формы тел и птичьи лица. Это вещи, которые имели отношение к обрядам захоронения и к загробной жизни. Письменных свидетельств почти не сохранилось, поэтому трудно что-то утверждать уверенно, хотя письменность на Кипре была. Сохранились древние надписи на сосудах, которые сообщали, что в них и сколько, а потом уже только римские и греческие надписи — это вторая половина I тысячелетия до н.э.
Музыканты из святилища
Фигурки мужчин и женщин-адорантов с тамбуринами из святилища в Китионе-Камеларге (Ларнака). Конец 6 века до н.э.
Еще одно удивительное святилище было в древности в Камеларге, где были найдены терракотовые статуэтки. Их цилиндрическое тулово исполнялось на гончарном круге. В руках у них тамбурин — это однозначно финикийское влияние, эти фигурки посвящают божеству свою мелодию. Также есть адоранты с цветком лотоса, с козлятами и с другими дарами. Тут есть статуэтка, поддерживающая свою грудь, — обычно так изображали богинь, чтобы подчеркнуть их фертильность, но вообще эти фигурки богинями не считаются.
Бытовые сюжеты в керамике
В конце VII века до н.э. в печах прямо при храме пекли храмовые фигурки. Эти вещи не отличаются особой гладкостью, у них часто нет носов, например, потому что из формы вынимали неаккуратно, может, и саму форму плохо смазывали жиром. Иногда от руки потом долепливали какие-то детали. Это была массовая продукция, которую можно сравнить с нашими свечками или маленькими иконками. При этом найдено огромное количество фигурок, изображающих разные народные промыслы и бытовые сценки — например роды или выпекание хлеба.