перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Древний Кипр: великая богиня, храмовые мальчики и зарождение патриархата

В Пушкинском музее проходит выставка искусства Древнего Кипра. Ее кураторы рассказали «Воздуху», что на выставке — самое интересное

Искусство

Долгое время искусство Кипра считалось провинциальным или по крайней мере второстепенным по отношению к греческой классике. Поскольку это островная культура, ей было свойственно заимствование, но, с другой стороны, это культура замкнутая, поэтому здесь сохранялись какие-то атавизмы. Например, давно забытые формы древних идолов внезапно возрождались в мелкой пластике более позднего времени. Культура Кипра, по мнению специалистов, знала всего два больших расцвета — в период бронзового века (3500–1200 годы до н.э.) и в период греческой архаики (650–480 годы до н. э.). С VI века до н.э. кипрская культура теряет свою идентичность. Последняя крупная выставка искусства Кипра в СССР состоялась в 1970 году, тогда как на Западе как раз с 70-х и начала 80-х годов возникает много кипрских галерей в крупных музеях. Привлекательность искусства Древнего Кипра заключается в его пограничном расположении между греческим и восточным миром. В кипрском искусстве долгое время сохранялись месопотамские, шумерские черты, но в то же время киприоты активно взаимодействовали с греками, например переняли у них гончарный круг, который исторически не жаловали. Композиция выставки — подиум посреди зала искусства Древней Греции — подчеркивает островную культуру Кипра и его особую роль в истории Древнего мира. 

Особая керамика

Краснолощеный кувшинчик с инкрустацией. 2300–2000 до н.э.

Краснолощеный кувшинчик с инкрустацией. 2300–2000 до н.э.

На выставке есть два типа ваз: лепные и те, которые делались с помощью гончарного круга, заимствованного у греков. Лепные вазы, как, например, этот краснолощеный кувшинчик, делали с помощью формы: брали старый горшок и поверх него намазывали глину, потом ее обивали — и получалась тонкая стеночка. Большая часть ваз найдена в погребениях, но для древних культур не всегда понятно, имели ли эти вазы бытовое значение или были созданы специально для погребальных нужд.
Бихромная ойнохоя с четырехсторонним декором. 750–600 до н.э.

Бихромная ойнохоя с четырехсторонним декором. 750–600 до н.э.

Кипрским вазам не была свойственна строгая геометрия греческих изделий, несмотря на то что здесь использовали и гончарный круг, и циркуль. Кипрские мастера все равно предпочитали располагать ровные круги разного размера группами по всему сосуду.

Святилища-рощи

Статуэтка девушки, приподнимающей край одеяния.  Последняя четверть VI века до н. э.

Статуэтка девушки, приподнимающей край одеяния. Последняя четверть VI века до н. э.


Во времена греческого геометрического стиля (900–700 годы до н.э.) созревают условия для развития городов-государств. На Кипре было в разное время до 10 царств. Одно из них — Идалион — наиболее подробно представлено на выставке. В Идалионе было святилище-роща, которое раскапывал немецкий археолог Макс Онефальш-Рихтер. Эти вещи выставлялись в Берлине, в 1945 году тот бункер во Фридрихсхайне, где они хранились, был взорван, и многое к нам пришло в черепках. Храмы, как и на востоке с древнейших времен, объединяли вокруг себя мастерские и склады с зерном. Археолог Макс Онефальш-Рихтер, раскопавший Идалион, создал схему святилища. Перед каменным алтарем со священным камнем стояли полукруглыми рядами статуи адорантов. Люди приносили в храмы тысячи и тысячи таких скульптур. Когда они вырабатывали свой срок, их закапывали в специальные ямы. Так их и нашли археологи. 

Фигурка Астарты

Подвесная плита с фигурой богини с «локонами Хатор». Саламин, конец VII — начало VI века до н.э.

Подвесная плита с фигурой богини с «локонами Хатор». Саламин, конец VII — начало VI века до н.э.

Символом выставки стала подвесная плита с богиней Астартой. Астарта и Инанна — это древние предшественницы Афродиты. Святилища, кстати, всегда были открытыми, с алтарем у одной из стен. Плита эта совершенно в кипрском вкусе: удлиненный силуэт, простое личико. Киприоты любили деформировать свои статуи, они все с немного измененными пропорциями. Есть теория, что это связано с изменением власти в семье и обществе. В это время окончательно утверждается власть отца. Власть матери несколько была приглушена, и то, что эти статуэтки имеют мужскую конституцию — широкие плечи, узкие бедра, — возможно, одно из отражений этого процесса. Но с другой стороны, на Кипре долгое время была доминанта женского божества.

Головы из Лимнити

Голова юноши в головном уборе со сложным декором. Лимнити, 4-я четверть VI века до н.э.

Голова юноши в головном уборе со сложным декором. Лимнити, 4-я четверть VI века до н.э.

В святилище города Лимнити сохранились удивительные объекты — отдельные статуарные головы. В древности обожествляли отдельные части тела. В еще одном святилище были обнаружены отдельные ямы с головами, торсами и руками. Голова считается мужским органом — если помните, Афина родилась из головы Зевса.

Боги, которым поклонялись на Кипре, были общими для всего этого региона. Были великие богиня и бог. Богу потом дали имя Аполлон, а богине — Афродита. Имя Афродита на Кипре появляется только в IV веке до н.э. До этого бога и богиню именовали господин и госпожа. Круглая скульптура здесь была сравнительно новым искусством. Влияние на эту скульптуру оказали и египетские, и персидские работы. Но влияния частные — в основном мы видим геометрические линии, пристрастие к прямым углам. А также своей архаичностью статуэтки богов напоминают священные камни. В какой-то момент происходит заимствование из греческой культуры, например скульптуры обряжаются в хитон и гиматий. Киприоты придерживались строгой двухцветности, они использовали в основном красный и черный. Голубую и желтую краску в терракоте стали употреблять позже.

Храмовые мальчики

Еще одна кипрская традиция — статуэтки храмовых мальчиков, их часто называют Адонис или Таммуз. Они всегда представлены в такой удивительной позе, с выраженными гениталиями. Есть предположение, что это статуэтки мальчиков, посвященных в служение богу, или их дарили на обрезание, или они заменили первоначальную человеческую жертву, или их дарили на рождение сына. Вообще, в IV веке финикийцы утвердились на Кипре в Китионе, и у них вот детское жертвоприношение было распространено, это была такая страшная жертва родителей. 

Идолы

Голова женской пластинчатой фигуры. 1900–1725 до н. э.

Голова женской пластинчатой фигуры. 1900–1725 до н. э.

Самые древние экспонаты на выставке относятся к III тысячелетию до н.э. Находили их и на Кипре, и на Кикладах, и на Крите. Киприоты взаимодействовали с Сиро-Палестиной и гораздо раньше — это один из самых серьезных центров зарождения цивилизации. III тысячелетие до н.э. — это поворотная точка, потому что в этот момент появляются корабли, которые позволяют перевозить больше товара, и поэтому новые территории осваиваются активнее. На Кипре было много меди, востребованного металла в то время. Основа кипрского благосостояния — это торговля медью. Самые ранние из антропоморфных изображений на выставке — цикл так называемых идолов. Для них характерны геометрические формы тел и птичьи лица. Это вещи, которые имели отношение к обрядам захоронения и к загробной жизни. Письменных свидетельств почти не сохранилось, поэтому трудно что-то утверждать уверенно, хотя письменность на Кипре была. Сохранились древние надписи на сосудах, которые сообщали, что в них и сколько, а потом уже только римские и греческие надписи — это вторая половина I тысячелетия до н.э. 

Музыканты из святилища

Фигурки мужчин и женщин-адорантов с тамбуринами из святилища в Китионе-Камеларге (Ларнака). Конец 6 века до н.э.

Фигурки мужчин и женщин-адорантов с тамбуринами из святилища в Китионе-Камеларге (Ларнака). Конец 6 века до н.э.

Еще одно удивительное святилище было в древности в Камеларге, где были найдены терракотовые статуэтки. Их цилиндрическое тулово исполнялось на гончарном круге. В руках у них тамбурин — это однозначно финикийское влияние, эти фигурки посвящают божеству свою мелодию. Также есть адоранты с цветком лотоса, с козлятами и с другими дарами. Тут есть статуэтка, поддерживающая свою грудь, — обычно так изображали богинь, чтобы подчеркнуть их фертильность, но вообще эти фигурки богинями не считаются. 

Бытовые сюжеты в керамике

В конце VII века до н.э. в печах прямо при храме пекли храмовые фигурки. Эти вещи не отличаются особой гладкостью, у них часто нет носов, например, потому что из формы вынимали неаккуратно, может, и саму форму плохо смазывали жиром. Иногда от руки потом долепливали какие-то детали. Это была массовая продукция, которую можно сравнить с нашими свечками или маленькими иконками. При этом найдено огромное количество фигурок, изображающих разные народные промыслы и бытовые сценки — например роды или выпекание хлеба.

Ошибка в тексте
Отправить