перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Дочь скульптора и Муми-мама: к 100-летию Туве Янссон

В этом году исполнилось сто лет со дня рождения Туве Янссон — создательницы муми-троллей. «Воздух» посетил юбилейную выставку в хельсинкском музее Ateneum и узнал, почему ее картины до сих пор известны меньше, чем ее книги.

Искусство
Дочь скульптора и Муми-мама: к 100-летию Туве Янссон

Славу Туве Янссон принесли ее муми-тролли, сказочные существа, которые живут в волшебной стране, путешествуют, сражаются со стихией, но всегда возвращаются в уютный теплый дом. Сказки о похождениях главного героя Муми-тролля и его друзей — Снусмумрика, Сниффа, Малышки Мю и других — переведены на несколько десятков языков, по ним поставлены спектакли и сняты мультфильмы. Принято считать, что первого тролля Туве нарисовала на стене туалета на острове рядом с городом Порвоо, где ее семья проводила каникулы несколько лет подряд. К переписке в туалете приложили руку все члены семьи — и мать Сигне, и отец Виктор, и братья Пер Улоф и Ларс. В ответ на что-то остроумное из Канта Туве нарисовала странное существо с длинным тонким носом и поставила подпись.

На одном из рисунков Туве Янссон в музее Атенеум на выставке, посвященной ее юбилею, она изобразила себя под руку с подругой и возлюбленной Вивикой Бандлер — вслед за ними идет вереница фантастических существ, которые не желают покидать своего автора. Сначала Туве придумывала и рисовала истории про муми-троллей для себя самой, увлекалась сказочным сюжетом, чтобы легче переносить военное время. Первая книга про муми-троллей «Маленькие тролли и большое наводнение» была написана еще в конце 30-х, но издана только в 1945 году. Затем было еще 8 книг, комиксы с муми-троллями для агентства Associated Press, безумная популярность и огромные гонорары, но смириться с тем, что все считают ее детской писательницей, а не художницей, Туве Янссон удалось не сразу.

Ее отец был скульптором, а мать — художником-графиком. Сама Туве с детства любила рисовать и уже годам к 10 иллюстрировала детский шведский журнал. Эти рисунки есть на выставке в Атенеуме — запомнить их невозможно, да и гениальности в них, конечно, нет никакой, зато есть очевидная гармония в отношениях с родственниками и собой. Туве вообще с детства собиралась стать художницей и сделала для этого все — в 15 лет ушла из обычной школы и отправилась учиться в Колледж искусств в Швецию. Затем она объездила всю Европу в одиночестве — что было удивительно в 30-е годы. Ее картины, которые на выставке впервые собраны вместе в большом количестве и в хронологическом порядке, — это типичная живопись на излете авангарда. Туве Янссон не вошла в историю модернистского искусства, потому что ее картины 1940-х, исполненные аккуратно и трезво, не имеют запоминающегося мотива или собственной узнаваемой манеры. Ей очень нравился Гоген — это видно на нескольких работах, но больше всего и увереннее всего она рисовала себя. Одна из самых известных работ, обруганная критикой в свое время, изображает семью Туве — отца, который держит в кармане профашистскую газету, двух братьев за игрой в красно-белые шахматы, саму художницу в трауре и мать, задумчиво курящую папиросу. Картин этого времени в музеях мало — Туве зарабатывала деньги, рисуя для частных заказчиков.

Автопортрет Туве Янссон 1975 года

Автопортрет Туве Янссон 1975 года


Все исследователи говорят, что семья играла огромное значение для Туве Янссон. В книге «Дочь скульптора» она описывает, как в детстве ложилась спать под звуки пирушек, которые устраивали родители. Впоследствии сама художница прославилась громкими веселыми вечеринками, из-за которых ей даже не хотели продлять контракт на аренду мастерской в Хельсинки. Известный факт, что муми-папа, непризнанный гений,  и муми-мама, воплощение доброты и заботы, были отчасти списаны с родителей Туве, как и многие другие персонажи муми-мира — с друзей и знакомых Туве Янссон. Ее брат Ларс многие годы рисовал комиксы про муми-троллей для англоязычной прессы, когда это ей надоело, а брат Пер Улоф стал неплохим фотографом. Позднее семьей для Туве Янссон стала художница Тууликки Пиетиля, с которой она прожила вплоть до своей смерти в 2001 году, вместе они снимали хижину на острове Кловхарун в Финском заливе и с 60-х по 90-е проводили там каждое лето. На выставке есть потрясающее видео 80-х годов, на котором Туве Янссон хохоча скачет по холмам этого острова в каком-то диком неописуемом плясе, и это видео, пожалуй, говорит о характере художницы лучше всей ее живописи и даже лучше историй про муми-троллей, которые напрямую отражают ее детские воспоминания о летних месяцах с родителями.

Туве Янссон. Портрет семьи, 1942

Туве Янссон. Портрет семьи, 1942

В мастерской Туве Янссон, которая находится на последнем этаже обычного дома в центре Хельсинки, ее наследники не тронули ничего, только сменили окна и сделали новую проводку. Здесь до сих пор лежат мелочи, которые она любила рассматривать, здесь ее книги, подарки, деревянные поделки, мебель из старой мастерской ее отца. Муми-троллей здесь не больше, чем в любой другой квартире, где сохранена обстановка 60-х. Парадоксально, но успех Туве Янссон как писательницы и иллюстратора полностью уничтожил ее как художницу — и для публики, которая спрашивала на открытии ее выставок «О, муми-мама еще и рисовать умеет?», и для нее самой. Ее картины 60-х занимают на выставке большой зал, но для нее это было странное и тяжелое время, когда из искусства пропадают сюжет и предмет, все рисуют абстрактное, а для Туве Янссон сюжет был основой любого творчества. Даже в старости она оставалась искренним ребенком, который больше всего на свете любит сказки.

Сказочный мир муми-троллей был придуман Туве Янссон в годы Второй мировой войны

Сказочный мир муми-троллей был придуман Туве Янссон в годы Второй мировой войны

Ее автопортрет 1970-х совсем не похож на ученическую живопись ранних периодов — это работа с уверенными линиями и великолепным цветом, которая, увы, стала последней для Янссон-художника. С 70-х она почти перестает рисовать красками и посвящает себя муми-троллям и литературе. Ее отношения с собственными героями оставались сложными с первой до последней книги, что не может не удивлять: казалось бы, чего проще для художника бросить надоевшую тему. Однако это совсем не удивительно, если знать подробности жизни Туве Янссон, которая никогда не отпускала от себя близких людей: всю жизнь сохраняла дружеские отношения и с несостоявшимся мужем Атосом Виртайненом, который стал прототипом Снусмумрика, и с Вивикой Бандлер, и с другими своими любовниками. Художница, для которой детские воспоминания стали способом остановить время и спрятаться от реальности во время войны, стала очень хорошим детским писателем. Сложись все иначе, возможно, муми-тролли остались бы заметками на полях больших монографий об одной из лучших финских художниц XX века.

Ошибка в тексте
Отправить