Мини-гид Что смотреть на фестивале «Context. Диана Вишнева-2015»
С 24 по 28 ноября в Москве пройдет один из главных фестивалей нового балета: танго в воздухе, уличные танцы, классика американского авангарда и голландская неоклассика. В путеводителе «Афиши» — пять главных событий фестиваля «Context. Диана Вишнева».
Четырехдневный фестиваль Дианы Вишневой, примы-балерины Мариинского театра, привозит в Москву самых разных и самых именитых представителей современного балета со всего мира. В этом году программу составили работы мастеров из Голландии, Израиля, Аргентины и США. Кроме того, Context организует всяческие мастер-классы для молодых хореографов и кинопоказы в Центре документального кино. Смыслообразующим финалом фестиваля станет заключительный показ избранных конкурсных работ нового поколения хореографов, а точнее, сочинителей партитур существования тел в пространстве.
«Man of the Hour» Ицика Галили
Структуралистский балет о возвращении домой
Израильтянин Ицик Галили, составивший в Амстердаме себе славу архитектора человеческих тел в пространстве, спустя 20 лет вернулся на родину. Собственно, об этом его новая вещь, состоящая из образов прошлого, разнообразных метаморфоз, перемен и узнаваний, строго воплощаемых на пустой сцене группой танцовщиков исключительно мужского пола.
- 26 и 27 ноября, 20.00 «Гоголь-центр»
«Live» Ханса ван Манена и «Chronicle», «Lamentation Variation», «The Rite of Spring» Танцевальной компании Марты Грэм
Вечер одноактных балетов классики американского авангарда
Фрагмент балета «Весна священная» Марты Грэм
Самая знаменитая
представительница «великой четверки» основателей техники танца модерн, бабушка
американского авангарда Марта Грэм (1894–1991) — одна из безусловных величин
мировой культуры. Театральная компания ее имени занимается сохранением
аутентичных постановок и сочинением вариаций к самым памятным шедеврам
хореографа. В Москву Martha Graham Dance Company приезжает впервые — и сразу с
тремя вещами в рамках одного вечера. Напряженный «Chronicle» 1936 года на
музыку Уоллингфорда Риггера — балет-акция в ответ на коричневую чуму, нависшую
над Европой угрозу фашизма. «Lamentation Variation» был выпущен в память о
жертвах 11 сентября 2001 года; это коллективное посвящение отряда современных
хореографов культовому аскетичному монобалету Марты Грэм «Lamentation». Под
занавес покажут «The Rite of Spring» («Весну священную») Стравинского в
грациозной геометрической хореографии Марты Грэм — одну из самых ее знаменитых
(и безумно красивых) работ позднего периода. А в качестве бонуса в начале
вечера на сцене появится Диана Вишнева в премьере Ханса ван Манена «Live».
- 28 ноября, 19.00 Театр им. Моссовета
«8cho» Бренды Анхиел
Танго-шоу с живой музыкой и подвешенными на толстых тросах танцовщиками
Трейлер четырехлетней давности танцевального шоу «8cho»
Аргентинский хореограф Бренда Анхиел 20 лет назад обнаружила, что прикрепленный к танцовщику танго трос открывает новые возможности для постановки танцевальных зрелищ. Так появилась компания Brenda Angiel Aerial Dance Company, специализирующаяся на сочинении гастрольных шоу с летающими танцами. Впрочем, если не обращать внимание на толстые тросы за спинами артистов, «8cho» кажется вполне репрезентабельным образцом поиска новой красоты в старых формах. Плюс живая музыка не самого постыдного уровня.
- 26, 27 ноября, 20.00 Театр им. Моссовета
«Andante», «Cantus», «Daylight» танцевальной компании Introdans
Вечер одноактных балетов голландских гуру неоклассики
Трейлер балета «Cantus» Нильса Кристи
Старейшая и самая представительная голландская труппа
неоклассического балета покажет в Москве три одноактных балета в рамках одного
вечера. Дуэт Ханса ван Манена «Andante» продемонстрирует простые принципы
жанра, возвышенный и несколько более густонаселенный «Cantus» Нильса Кристи переключит на волну вечности, а игривый
«Daylight» сбросит пафос и приблизит к мысли, что балет — вполне
демократическое искусство.
- 24 ноября, 20.00 Театр им. Моссовета
Финал конкурса молодых хореографов
Уличные танцы, неоклассика и фигурное катание
Вечер 25 ноября — финал большого конкурса молодых хореографов: зрители увидят подряд семь коротких балетов. Шесть из них — избранные работы конкурсантов, седьмой — новая вещь Лилии Бурдинской, победителя прошлого фестиваля. Кажется, за вечер можно будет увидеть действительно разные опыты: от хореографа фигурного катания («Забери меня» Михаила Колегова) и балета на удивительную музыку Оливье Мессиана («Les offrandes oubliées» Константина Семенова) до лихих переосмыслений немецкой классики («Внутриутробная музыка гения» Соны Овсепян) и комбинации уличных танцевальных техник («Танец пены морской» Елизаветы Некрасовой). Если где и имеет смысл искать признаки театра будущего, то, например, здесь.
- 25 ноября, 20.00 «Электротеатр Станиславский»
Кинопрограмма
Кубинские балерины, голливудский хореограф и кинопоэма про Акрама Хана
В рамках программы в ЦДК покажут несколько документальных фильмов о современном танце. Среди них — «Шесть сезонов», визионерский рассказ о постановке «Земли» хореографа Акрама Хана (российские зрители могут помнить Хана по прошлогодней «Территории», которая открывалась его спектаклем «iTMOi» о Стравинском); «Человек за кулисами» — портрет Винсента Патерсона, одного из главных хореографов Голливуда, ответственного за лунную походку Майкла Джексона, агрессивные танцы Мадонны, легендарный пробег Бьорк по поезду из «Танцующей в темноте» и еще кучу танцев, ставших знаковыми для поп-культуры последних тридцати лет. Особенного внимания также стоят «Балетные классы» — кино про кубинскую школу балета, ставшую для многих учеников единственным способом выбраться из трущоб.
- 26, 27 ноября ЦДК