Cокровища Третьего рейха: картины, которые мы потеряли
В квартире престарелого жителя Мюнхена был обнаружен склад ценнейших произведений европейского авангарда, которые считались уничтоженными в годы войны. «Воздух» решил выяснить, как эта находка изменит историю искусства.
«Мадонна» Микеланджело Буонаротти из церкви Богоматери в БрюггеВ начале 2014 года на экраны выйдет фильм «Охотники за сокровищами» — военный детектив c Джорджем Клуни, Мэттом Деймоном и Кейт Бланшетт. «Monuments men» — так называли членов спецподзразделения, официально носившего название «The Monument, Fine Arts and Archives Division of the
Federal Government»: в последние годы войны оно занималось розыском и спасением произведений искусства, спрятанных нацистами в специальных тайниках. Для этого искусствоведческого спецназа война шла не столько за европейские территории, сколько за европейскую культуру: нацисты не жалели дворцов и храмов на оккупированных территориях, используя их как укрепления или просто уничтожая их бомбежками и артобстрелами, а ценные произведения искусства, которые можно было вывезти, — произведения старых мастеров и предметы роскоши — прятали в тайных хранилищах на территории Германии. Благодаря «monuments men» из тайников была спасена, например, скульптура Микеланджело «Мадонна Брюгге» и «Гентский алтарь» Яна ван Эйка. Но это старое искусство, его нацисты ценили, другой части изъятых ими сокровищ повезло куда меньше — это произведения художников-модернистов, которые в тогдашней Германии имели сомнительную ценность.
«Monuments men» в 1946 году осматривают картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», перед тем как вернуть ее в Музей Чарторыйских в Кракове
Экспрессионисты, кубисты, фовисты, сюрреалисты, дадаисты стали врагами рейха еще до войны. В 1936 году по всей Германии массово изымали из галерей и частных собраний произведения авангардного искусства, среди которых оказались работы Оскара Кокошки, Эль Лисицкого, Отто Дикса, Марка Шагала, Эрнста Людвига Кирхнера, Василия Кандинского, Пита Мондриана и других художников, например школы «Баухауза». В 1937 году в Мюнхене открылась выставка под названием «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst), где работы классиков модернизма сопровождались издевательскими подписями. Все выставленные произведения были объявлены плодами больного воображения их авторов, и, соответственно, не могли восприниматься как полноценное искусство.
Подготовка выставки «Дегенеративное искусство»
стать полноправными пособниками военного преступления. Одним из тех, кто занимался отбором и продажей авангарда для нужд нацизма, был торговец и коллекционер Хильдебранд Гурлитт. Поскольку официально продавать «еврейско-большевистское» искусство было невозможно — его надо было уничтожать вместе с авторами, — все операции с ним автоматически получали статус секретных. За время работы в комиссии под руководством Йозефа Геббельса предприимчивый Хильдебранд Гурлитт, в 30-е годы составлявший выставки художников-модернистов в музее города Цвиккау, собрал коллекцию из более чем полутора тысяч работ, объявленных нацистами вне закона. Возможно, об этой коллекции мир никогда бы не узнал — но в 2011 году полиция случайно задержала на границе Швейцарии и Германии 80-летнего Корнелиуса Гурлитта, сына Хильдебранда Гурлитта, а потом нашла в его скромной квартире порядка 1400 полотен величайших мастеров конца XIX—начала XX века.
Гитлер и Геббельс на выставке «дегенеративного искусства»
Открытие, о котором немецкая полиция молчала целых два года, по меркам начала XXI века — все равно как находка гробницы Тутанхамона для века прошлого. Вся история искусства XX века оказалась переписана в один момент: по официальной ее версии, эти картины были уничтожены нацистами; «monuments men», которые могли бы внести в эту версию свои коррективы, не слишком интересовались работами модернистов и предпочитали рисковать жизнью ради полотен Тициана и Рубенса. Даже когда в их руки попадало современное искусство, они не всегда могли оценить его значимость: собрание из 115 картин и 19 рисунков, зарегистрированное на Хильдебранда Гурлитта, британские войска обнаружили в Гамбурге еще в 1945 году. Однако Гурлитт, объявивший себя жертвой нацизма, сумел доказать, что картины были приобретены им законно, и получил их обратно спустя четыре года. Остальная часть коллекции, по его словам, погибла при бомбежке Дрездена. Как выясняется, верить Гурлитту нельзя было ни в чем, кроме его художественного чутья.
Церковь в Эллинге, превращенная нацистами в склад конфискованных произведений искусства
Солдаты с «Автопортретом» Рембрандта, который был впоследствии возвращен в музей Карлсруэ
Это событие наверняка войдет в учебники истории, а голливудским сценаристам можно уже садиться за новую работу, тем более что тема гения и злодейства в ее конкретном преломлении — отношениях нацизма с высоким искусством — давно завораживает Голливуд: тут можно вспомнить и самого известного археолога-антифашиста Индиану Джонса, который как раз воевал с Третьим рейхом за культурное наследие, только для него важнейшим из искусств было религиозное; и Питера О’Тула в роли нацистского генерала, одинаково любившего импрессионизм и массовые убийства, в фильме 1967 года «Ночь генералов». Можно начинать кастинг на роль Хильдебранда Гурлитта (погибшего в автокатастрофе в 56-м) — впрочем, возможно, что и у этой истории еще будет свой сиквел.