Что потеряет мировая культура, если ИГИЛ уничтожит Пальмиру
Вчера вечером случилось то, чего все боялись: боевики ИГИЛ захватили Пальмиру, сокровищницу римской архитектуры и искусства. «Афиша» рассказывает, каким античным памятникам угрожает уничтожение.
Пальмира — один из самых ярких памятников античной архитектуры Ближнего Востока.
Уникальная культура этой местности возникла из смешения монументальных традиций Древнего Востока со строительными технологиями и архитектурным стилем Римской империи. Даже название — Пальмира — город-оазис Тадмор получил от римлян, когда они завоевали его и обложили данью. Расцвет Пальмиры пришелся на II–III века н.э., когда Римская империя была в зените своей славы и, если не присоединяла, то однозначно влияла на все ближайшие к ней земли. Римляне были изобретателями свода и арки, а также создали прототип бетона, так называемый бутовый камень, который позволял строить масштабные, но при этом изящные архитектурные сооружения. Во II веке в Риме возводят знаменитый Пантеон и величественные форумы, архитектура которых поражала современников. Пальмира как крупный торговый город, находившийся в орбите империи, не могла не попытаться затмить метрополию.
Храм Бэла в центре античной Пальмиры
Архитектура римских провинций — это едва ли не самая интересная страница истории римской культуры: смешение римского и провинциального в каждом конкретном случае превращалось в неповторимый шедевр. Пальмира считается одним из лучших образцов такого смешения, здесь восточные орнаменты, тяга к роскоши и монументальности сочетаются с римскими основательностью и архитектурными формами: арками, сводами и стройными колоннадами.
Колонные галереи, в которых можно было укрыться от солнца, — один из самых узнаваемых элементов ближневосточной архитектуры римского периода. Пальмира была опоясана этими колоннадами, остатки которых сохранились до сих пор.
Въезжая в город через ворота, похожие на римскую триумфальную арку, путешественник попадал на торжественную дорогу, украшенную колоннами и аркадами. По бокам от дороги шли галереи, по которым передвигались пешеходы. Центром города была агора, больше напоминающая не греко-романский форум, а восточный караван-сарай, с храмом верховного бога Бэла.
Одна из пальмирских башен-гробниц
Этот храм, построенный в 32 году н.э., считается старейшим сооружением на территории Пальмиры. Он был украшен римскими колоннами и портиками, но по форме повторял традиционное местное святилище. Внутри были барельефы с изображением знаков зодиака, планет, божеств и сакральных процессий. При арабах старый храм был превращен в мечеть, что помогло ему частично дожить до наших дней.
Лучше всего на территории древней Пальмиры сохранился некрополь, где находятся знаменитые башни-гробницы. Как и многие восточные народы, местное семитское население чтило мертвых и тщательно заботилось об их загробном быте. Семейные усыпальницы вельмож Пальмиры не были обиталищем мертвых в прямом смысле слова, но были шикарны — как их дворцы при жизни. Стены погребальных помещений украшают барельефы с изображением усопших, потолок изрезан богатым многоцветным орнаментом, а кое-где встречается даже живопись на мифологические сюжеты. Росписи пальмирских дворцов и гробниц стилистически близки росписям Помпей и Геркуланума, что подтверждает тесные контакты между городами римского мира.
Вход в склеп Трех братьев в Пальмире
Вельможи в римских тогах из гробниц некрополя Пальмиры вполне могут быть предками тех сирийцев, которых на днях спешно эвакуировали перед приходом в эти места армии новых исламских радикалов из ИГИЛ. Да и сами боевики, взрывающие древние городища и разбивающие молотами изображения древних богов, могут быть потомками римских легионеров, взявших в жены восточных красавиц.
Несмотря на то что многочисленные барельефы, обломки богато украшенных капителей и мозаики из Пальмиры разбросаны по разным мировым музеям, самыми ценными артефактами ее истории остаются руины в Сирии. Здесь римский театр, по-прежнему величественные ворота-пропилеи, башни-гробницы, остатки храмов и дворцов напоминают о том, что у Ближнего Востока те же культурные корни, что и у западной цивилизации. Разрушая памятники, ИГИЛ разрушает память об этих корнях.