перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Арт-эксперимент» с трех точек зрения

В центре «Гараж» проходит очередной «Арт-эксперимент» — cобрание интерактивных работ, приобщающих к современному искусству далеких от него людей (в том числе детей). «Воздух» узнал, что думают об этих произведениях их создатели, организаторы выставки и простые зрители.

Искусство

Попадание в историю 

Георгий Литичевский, 2013

Фотография: Ольга Алексеенко

«Гараж»: Присущая комиксам ирония позволяет художнику обнаруживать болевые точки и спорные моменты живого арт-процесса и превращать его в достояние вечности, сохраняя при этом художественную дистанцию и историческую достоверность. В этом тотальном комиксе автор структурирует новые, старые и иногда даже воображаемые формы взаимодействия постсоветского зрителя и появившихся сравнительно недавно российских художественных институций в процессе их возникновения и становления. И одновременно, приглашая зрителя к соучастию, отвечает на вопрос: «Что важнее: любить искусство в себе или себя в искусстве?»

Василиса, 3 года: «Мне больше всего понравился домик — смотрите, у всех есть свой домик!»

Вячеслав, 30 лет, руководитель венчурного фонда: «Этот зал больше не про искусство, а про то, как заставить людей, чтобы они подсознательно начали общаться друг с другом. Здесь нет истории искусства и совсем концептуальных вещей, зато много интерактива и много взаимодействия. Самое главное — напомнить людям, что они могут общаться друг с другом, используя самые обыкновенные вещи. Здесь тебе показывают, что если 5–10 человек собираются вместе и у них есть карандаш, ножницы, клей и старые журналы, то им может быть весело»

Осваивая пространство

Молодежная команда «Гаража», 2014

Фотография: Ольга Алексеенко

«Гараж»: Молодежная команда «Гаража» — это 23 подростка в возрасте от 14 до 18 лет, которые готовятся к теоретической и практической работе в художественной сфере. Для «Арт-эксперимента» молодежная команда совместно с архитекторами проекта Надеждой Корбут и Кириллом Ассом придумала инсталляцию-упражнение. Его элементарная игровая механика позволяет сообща поразмышлять над философскими вопросами: «Чем полезно творчество?», «Что можно делать в пространстве музея?», «Что нам дарит искусство?». 

Марк, 5 лет: «В зоне «Осваивая пространство» мы делали запутанный лес, но это не так легко, поэтому теперь будем делать технологичный лес, он не такой сложный. Тут очень много места, можно взять изобретательные штучки и делать с ними что хочешь».

Егор, 35 лет, профессиональный бездомный: «Мне очень понравился скотч, он прозрачный и цветной. Он открылся для меня с другой стороны, теперь я узнал, что он многофункциональный и разнообразный: им можно обматывать друзей, друзья могут ругаться, а потом обматывать меня, он липкий, как мои мысли. Скотч — это что-то новое для меня».

Марина, 25 лет, архитектор: «Нам нужно было проиллюстрировать человеческие отношения, и мы сделали темную комнату, внутри которой были переплетены разные ленты и материалы, показывая то, что у разных людей с разными характерами все равно есть что-то общее и они где-то соединяются. После такого нельзя не остаться в восторге».

1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3

Андрей Кузькин, 2009–2014

Фотография: Ольга Алексеенко

«Гараж»: Весной 2009 года Андрей Кузькин дал обет молчания, который продлился около десяти дней. Это решение было принято в связи с полной утратой доверия к словам как способу передачи мыслей и чувств. В течение этого времени художник начал создавать рисунки, в которых задействовал произвольные числа, которые в ансамбле создавали замкнутую поэзию. Результатом этих переживаний автора стала серия рисунков определенного формата. На них изображены только пять чисел по четырем углам и в самом центре. Эти рисунки послужили отправной точкой для установления коммуникации художника с миром. Автор предлагает зрителю поделиться с ним каким-либо предметом, который сможет пройти через ряд процедур и в конечном счете оказаться в центре одного из подобных рисунков. Далее Кузькин подписывает получившееся произведение и передает его зрителю в конверте в качестве дара. Таким образом художник посредством разделения судьбы отдельно взятого объекта устанавливает со зрителем отношения, не предусмотренные консервативной музейной системой.

Татьяна, 24 года, продюсер: «Мне понравилось видеть процесс самого творчества, который происходит на твоих глазах. Художник смотрит на тебя и уже какие-то умозаключения делает, но, к сожалению, автор не раскрыл мне секрет своего символизма, который вкладывает в каждую открытку. Надеюсь, что я смогу прочувствовать то, что увидел во мне этот художник, — ведь когда смотришь на искусство, ты можешь заглянуть вглубь души тому человеку, который это сделал, а этот человек пытался заглянуть вглубь моей души, и очень интересно узнать, что он там увидел».

Георгий, 38 лет, повар и преподаватель йоги: «Когда человек работает, тем более создает художество и получает от этого удовольствие — ты тоже его получаешь, глядя на художника. Так как я люблю готовить и угощать людей, у меня всегда в карманах найдется какая-нибудь еда. Вот сегодня я угостил свою девушку апельсином, от которого остались корки. Их я отдал Андрею Кузькину. Я пока не задумывался, что мне хотел сказать этой картиной художник, это то, над чем я буду размышлять сегодня, завтра, послезавтра и всегда».

«Meeting»

Группировка «ЗИП», 2010–2014

Фотография: Ольга Алексеенко

Арт-группировка «ЗИП»: «Работа «Meeting» была придумана в Вене в 2012 году, когда группа собиралась пойти на митинг за честные выборы (из тех самых, с белыми ленточками). Однако на тот момент встреча не состоялась; россияне за границей не смогли скооперироваться в единую группу. Проект «Meeting», вдохновленный этой ситуацией, давал возможность и толчок высказаться пластилиновым человечкам, созданным зрителями проекта. На стене, на которой размещали человечков, люди вступали в диалог, своими репликами формулировали единый срез своих настроений. В «Гараже» человечки стали более романтическими персонажами. Посетители лепят их на окна, причем могут создать любое существо и поделиться любыми своими мыслями»

«Гараж»: Работа «Meeting» арт-группы «ЗИП» уже в самом названии содержит потенциальность встречи и коллективного сосуществования: английское meeting — это и «встреча», и «митинг». Прозрачность высказывания, в том числе и буквальная, обеспечивает равнозначность мнений и потенциальную бесконфликтность их существования, столь желаемую и невозможную в реальном мире. 

Иннокентий, 14 лет, школьник: «Самое позитивное на этой выставке — это доска с пожеланиями. Например, мне понравилось, как кто-то пожелал Украине вступить в межгалактическую империю. А какой-то мужчина написал, что ищет жену, он слепил женщину с оголенной грудью и оставил свой номер телефона. Мы хотели с друзьями позвонить ему, но у меня денег не было».

Георгий, 25 лет, IT-специалист: «Я решил делать кубик, но получилось гнездо. Единственное из задуманного концептуального, что получилось, — это хлеб. Он будет иллюстрировать девизом моих фигурок: «Всему голова». И все-таки я еще раз попробую сделать кубик. Он будет символизировать то, что наша жизнь — это случайная цепочка событий, а не система, как думают многие из нас».

Составное авторство

PlayDisplay, 2014

Фотография: Ольга Алексеенко

PlayDisplay: «Создатели инсталляции в очередной раз доносят до нас message: коллаборация мыслей и действий позитивно настроенной группы людей любого пола и возраста способна материализоваться и сделать мир лучше» 

«Гараж»: Творческий интерес команды затрагивает архитектуру и изучение ее форм в самом широком смысле: аналитика и оцифровка урбанистического ландшафта, деконструкция памятников архитектуры в мультимедийном пространстве, восстановление утраченных сооружений с помощью дополненной реальности. В инсталляции PlayDisplay каждый участник получает одну из частей архитектурного плана «Арт-эксперимента», на которой он может отобразить свое эмоциональное переживание этого экспозиционного фрагмента, используя базовые цвета из системы восприятия цвета, предложенной Василием Кандинским. Программа проанализирует совокупность зрительских впечатлений, в результате чего на экране появится результат совместных творческо-аналитических усилий участников.

Коля, 5 лет, ходит в детский сад: «Мне больше всего понравилось, как мы мультики делали, там рисунки делают и подставляют к камере. А потом эти рисунки оживают, я сделал настоящий мультик, как по телевизору».

Людмила Алексеевна, 77 лет, пенсионерка: «Все очень захватывает — ухожу отсюда с чувством, что я малолетний ребенок. Я была рада увидеть среди макетов рисунков знаменитый музей мецената Гуггенхайма в Нью-Йорке. Когда я была в Нью-Йорке, мне не удалось туда зайти (побывала только в The Metropolitan Museum of Art). В жизни он бело-серый, а я его разукрасила разными цветами и написала: «Жаль, что не попала». 

«Изнутри наружу»

Юрий Пальмин, 2014

Фотография: Ольга Алексеенко

Юрий Пальмин«Я уже довольно давно фотографирую архитектуру и часто говорю на тему фотографии как искусства. Точнее, фотографии как не-искусства, что порой неприятно удивляет моих собеседников. Дома, где живет настоящее искусство, я снимаю постоянно. Для совместного проекта с Женей Мелиховой мы с кураторами выставки выбирали картинки по принципу максимального разнообразия художественных пространств, а сами фотографии оставались для меня при этом чистым документом, не имеющим самостоятельной ценности. Только вместе с жениной концепцией они приобретают смысл и становятся катализатором для творчества посетителей «Гаража».

«Гараж»: Формула «изнутри наружу» обычно означает принцип проектирования архитектурного сооружения, при котором планировка здания перестает скрываться за нейтральным фасадом и динамика интерьера очевидна с первого взгляда. Сегодня этой же фразой можно описать архитектурное целеполагание современных музеев: зданием они манифестируют свою позицию «теперь музей не храм искусства, а лаборатория нового мышления», иногда забывая о произведениях внутри. Вместе с Юрием Пальминым и студенткой Британской высшей школы дизайна Евгенией Мелиховой, разработавшей сборные модели самых своеобразных музеев мира, каждый посетитель «Арт-эксперимента» сможет создать свою версию музея ХХI века, определив для себя, какой элемент является первоочередным для музея — его архитектурное решение или находящиеся в нем произведения.

Анастасия, 26 лет, работает в офисе: «В зале «Изнутри наружу» нужно создать свой музей, и мы с моими детьми выложились по полной. Мы взяли готовый макет, приклеили разные картинки и оставили пожелание людям, чтобы они больше путешествовали и проводили больше времени с детьми». 

Ольга, 45 лет, юрист: «Мы своей работой хотели сказать, что доброта спасет мир. Мы собрали разные улыбки из журналов и приклеили в специальные окошечки. Главная идея нашего мини-музея — «улыбнись, и мир улыбнется тебе».

«Призрак»

Томас Траум в сотрудничестве с Тимом Гфререром для лаборатории EPFL+ECAL. Музыка: Саймон Пайк (Freefarm), 2013

Фотография: Ольга Алексеенко

Томас Траум: «Эта работа вдохновлена опытом похода в горы во время снежной бури. Это может случиться с вами с той же вероятностью, с какой вы можете попасть под дождь по время велосипедной прогулки. Я думаю, что эти призраки очень красивые, мне нравится, как они движутся, нравятся детали в изображении ветра, и я нахожу их очень кинематографичными». 

«Гараж»: «Призрак» — это яркий пример нового визуального опыта, построенного на сочетании передового программирования и традиционных форм повествования. «Призрак» переносит зрителя в виртуальную снежную бурю посреди безжизненной местности. В отдалении можно с трудом различить движущиеся силуэты — «тени» предыдущих посетителей инсталляции. На экран проецируется изображение с эффектом летящей камеры: сменяются ландшафты, музыкальные темы, звуковые эффекты, колеблется интенсивность бури и цвет тумана. Когда в зону инсталляции заходит посетитель, его движения фиксирует камера, занимающая одну из заранее установленных позиций для крупного плана. 

Роман, 29 лет, финансы: «Это один из самых необычных залов, задумка, конечно, интересная, но мне кажется, нужно было музыку позловещее сделать, это же все-таки призраки. Очень было бы хорошо, если бы этот призрак как-то проецировался на тебя. Например, если бы он сзади где-то стоял и руку на плечо вот так вот, раз — и положил. А то они совсем доброжелательные какие-то».

Лука, 13 лет, школьник: «В «Призраке» очень весело, особенно забавно смотреть на ошибки программы: из-за того, что нельзя поднимать ноги, происходят психоделические движения. Ну и конечно круто, что можно создавать определенные комбинации и создавать танец».

«Мимикрия»

Monobanda, 2011

Фотография: Ольга Алексеенко

«Гараж»: «Мимикрия» — это игра и социальный эксперимент. Название позаимствовано из психологии, где этим термином обозначают подражательное поведение детей во время совместной игры. Группа молодых голландских художников сделала оригинальный ход, соединив компьютерную игру-песочницу с песочницей настоящей. «Мимикрия» устанавливает отношения между игроками одновременно в виртуальном и реальном пространстве. Построив игровой мир из настоящего песка, участники исследуют его виртуально, управляя персонажем с помощью кнопок на специальном манипуляторе. Яркий и разноцветный виртуальный ландшафт проецируется на песочные конструкции, созданные посетителями.

Элла, 38 лет, бухгалтер: «Мне запомнился уголок под названием «Мимикрия». Тактильные ощущения самые сильные, мне нравится сам творческий процесс и идея, когда еще можешь что-то такое своими руками сделать, происходит небольшое погружение в детство. Нравится, как цвет меняется, это как небольшое волшебство».

Николас, 6 лет«Мне понравилось играть в эти шарики на приставке — там кто-то запускает их из песочницы, а ты управляешь ими с помощью специальных джойстиков. Когда я играл, я представлял себя шариком, который ехал туда-сюда».

Ника, 5,5 лет«Мне больше всего понравился песочек, я откапывала дорогу для шариков, которыми играют на приставке, и искала звездочки, которые надо откапывать, чтобы получать бонусы! Мне казалось, что сейчас я в пустыне и откапываю какие-то драгоценности».

8 вопросов для зрителей

Проектная команда «Арт-эксперимента», 2013

Фотография: Ольга Алексеенко

«Гараж»: Так как весь «Арт-эксперимент» призван выстраивать отношения и опровергать принятые схемы, то опрос посетителей проводится в творческой форме и происходит внутри экспозиции. Каждому гостю предлагается ответить на 8 вопросов, сделав «зарубки» на восьми векторах «снежинки», центр которой — это ноль, то есть отправная точка. Соединив «зарубки», зритель получает свою уникальную снежинку, а авторы «Арт-эксперимента» — творческий отклик. Ваше мнение действительно важно!

Дмитрий, 45 лет, социальный антрополог: «Я пришел с двумя детьми — хотелось, чтобы они как-то по-особенному провели последние дни школьных каникул.  В итоге сижу и сам отвечаю на «8 вопросов для зрителей». Засомневался на вопросе, какая цифра моя любимая. В школе я любил пятерки, но сейчас мне понравилась цифра 1. Теперь я знаю свою любимую цифру, это целое достижение, и все благодаря выставке».

Ошибка в тексте
Отправить