Золото бунта
Триумф поколения 20-летних, «новая драма» как мейнстрим, опера как современность — «Афиша» выбрала пять главных тенденций стартующей в Москве «Золотой маски»
Драма: беби-бум
До сих пор «Золотая маска» в общем и целом была состязанием тяжеловесов. Еще в прошлом году жюри сравнивало десятичасовой «Берег утопии» Бородина с премьерами Фоменко, Гинкаса, Чхеидзе, Додина. В этом году жюри будет сравнивать Павловича с Богомоловым, Селина с Кулябиным и совещаться насчет новаций Павлова-Андреевича, Григорьяна и Гацалова. Вам что-нибудь говорят эти имена? И понятно почему. Большинству из перечисленных нет тридцати. Тридцать шесть Константину Богомолову из «Табакерки» («Старший сын»), он старший среди молодых.
Кто-то скажет, что сейчас соревнуется молодняк, потому что старики отстрелялись в прошлом году. Но дело не только в медлительности стариков. Оно еще и в том, что молодые режиссеры перестали киснуть в Москве, обивая пороги столичных театров, и с азартом ставят в каком-нибудь Прокопьевске. Это раньше вершиной карьеры была постановка в Художественном театре. Теперь круто приезжать на «Золотую маску», как Игорь Селин, — с блокбастером из Ярославля. Или как Борис Павлович — быть худруком в Вятке, где — стоит тебе заснуть в троллейбусе — и незнакомые люди бережно разбудят тебя на остановке у театра, уважительно назвав по имени-отчеству.
Олег Лоевский, эксперт «Золотой маски», директор всероссийского фестиваля «Реальный театр»: «На мой взгляд, это не беби-бум, а приход в режиссуру взрослых людей. Это по-настоящему взрослые люди среди массы режиссеров инфантильных, пусть и пожилых. Пожилые инфантилы занимаются интерпретациями интерпретаций и игрой в бисер. А эти режиссеры — взрослые, потому что видят реальную жизнь, сегодняшний двор, дом, мечты, разочарования, и обо всем этом они пытаются прокричать — иногда косноязычно, иногда срываясь на юношеский фальцет, но всегда с большой внутренней затратой».
Новая пьеса: кайло
Десять лет назад первый директор «Золотой маски» Эдуард Бояков, одержимый «новой драмой», мечтал, что пройдет время и у фестиваля появится номинация для драматургов. Но вместо номинации возник фестиваль «Новая драма». Теперь, правда, он уже не существует — но дело сделано: живых авторов сегодня ставят от Якутии до Александринки. Более того, Минкульт вводит квоту на постановки современной пьесы, так что до мечты Боякова рукой подать. Сам он теперь ставит «новую драму» на сценах своих театров в Москве и Перми. А бывший его партнер «Театр.doc» вернулся под крыло «Золотой маски» с программой «Новая пьеса». Ее основная начинка — завязки новых проектов, круглые столы, лаборатории, читки, и это вовсе не на безрыбье. Просто «Новая пьеса» теперь не выставка постановок и не парад драматургов, а рабочий инструмент золотоискателя.
Кристина Матвиенко, эксперт «Золотой маски» и куратор программы «Новая пьеса»: «Еще два года назад про «новую драму» говорили: надоели, горлопаны. Теперь ее ставят по всей стране, и «новой драме» нужно понять, куда двигаться и что развивать. Ликбез закончен. Хватит оплодотворять космос. Надо идти на два шага впереди театра. Документальные проекты — вроде «Мотовилихинского рабочего» про пермских заводчан или кировского краеведения под названием «Так-то да» — это и есть на два шага впереди. Как сформулировал это один актер Херманиса, «вы едете по эскалатору в метро — а навстречу вам едет пьеса».
Алла Сигалова на фестивале будет танцевать собственную хореографию — в своем спектакле «Бедная Лиза» она заменила Чулпан Хаматову
Балет и современный танец: оригиналы
Главная сенсация нынешней «Золотой маски» — в измене ее собственной традиции. Раньше было так: в номинации «Балет» боролись балеты Мариуса Петипа (умершего в 1910 году) и Джорджа Баланчина (в 1983-м). Объяснялось это теми же комплексами 1990-х, что и жадный аппетит русских к брендовым шмоткам: в СССР этого не было. Ни аутентичных текстов XIX века, ни американской неоклассики двадцатого. Поэтому, дорвавшись, постсоветский балет принялся заполнять пробелы в афише и танцевальных навыках; особенно Баланчина танцевали километрами. То есть нынешняя измена этой линии — явление радостное: балет наелся. Картина куда больше напоминает обычную жизнь и нормальную практику здоровой театральной системы. Вот вам русские хореографы — хорошие, так себе и Борис Эйфман. Вот вам приглашенные иностранные тяжеловесы: Начо Дуато с «Na Floresta» и Эдвард Льянг с «Immortal Beloved». И так далее.
Единственное вытекающее но: категории «Балет» и «Современный танец» оказались размыты как никогда. Ибо Алексей Ратманский такой же современный, как и Алла Сигалова («Бедная Лиза» от Театра наций). Так что на самом деле деление теперь не по авторам, а по исполнителям, и за этикетками скрываются, таким образом, не балет и современный танец, а профессиональные ноги и дилетантские.
Алла Сигалова, хореограф спектакля «Бедная Лиза»: «В этом году за «Золотую маску» соревнуются оригинальные балеты. То есть балеты, поставленные нашими современниками, а не редакции, не реставрации, не восстановления. Я думаю, что только так и должно быть. Потому что как может участвовать в конкурсе двести двадцать пятая редакция «Спящей красавицы» Петипа? На Западе спектакли, созданные на стыке драмы и хореографии, давно уже заняли свою нишу — в ней работают и Форсайт, и Матс Эк, и другие. Для меня в «Бедной Лизе» эта задача была определяющей. Мне важно было, чтобы артисты способны были включить на сцене свою актерскую суть, а это очень, очень редко бывает в балете».
Василий Бархатов в свои двадцать шесть лет номинируется на «Золотую маску» в четвертый раз — на этот раз за постановку оперетты «Шербурские зонтики»
Опера и оперетта: новые композиторы
Самое очевидное в оперной рубрике — новые авторы. Вроде бы совсем недавно о номинации «Композитор» даже думать было глупо. Ведь все они — и Моцарт, и Верди, и Шостакович — умерли. А с тех пор вроде никто опер и не писал. Но после десятниковских «Детей Розенталя» пошло-поехало, а этот год вообще выдался урожайным: две большие, взрослые оперы («Гамлет» Владимира Кобекина и «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского) и три маленькие, молодежные (спецпроект Мариинки «Гоголиада»).
Не менее удивительно, что среди номинантов-дирижеров тоже некоторое количество новых, нерастиражированных персонажей с географически сложными биографиями. Это разрывающийся между Варшавой и Новосибирском Евгений Волынский, итальянский шеф екатеринбургской оперы Фабио Мастранджело и петербургский парижанин Всеволод Полонский. Его «Шербурские зонтики» — уже из жанра оперетты, которая явно сдвинулась с насиженных мест: из пяти спектаклей четыре произведены не в музкомедии, а в оперном или драматическом театре. По всему видать, что координаты изменились, и интересную партитуру, музыкальное качество и хорошую постановку можно теперь обнаружить в самом неожиданном месте.
Дмитрий Абаулин, эксперт «Золотой маски»: «Когда «Золотая маска» ввела номинацию для композиторов, все отнеслись к этому со скепсисом. Но вот уже третий год она существует, и претенденты не переводятся. В этом году номинируются Владимир Кобекин (он уже был лауреатом) и Александр Чайковский за «Один день Ивана Денисовича». Мне думается, что это устойчивая тенденция и одна-три новые оперы в сезон будут появляться. Дело связано не в последнюю очередь с тем, что академическая музыка, которая пишется сегодня, гораздо менее герметичная, чем та, что писалась лет двадцать назад, когда Владимир Мартынов зомбировал целое поколение композиторов, провозгласив смерть автора. В опере по Солженицыну нет пафоса первооткрывателей запретной лагерной темы. «Один день Иван Денисовича» — это хорошая музыка и честный спектакль».
Василий Бархатов, режиссер спектакля «Шербурские зонтики»: «Мишель Легран — очень взбалмошный человек. Все страшно боялись, что он приедет на премьеру и просто посреди спектакля встанет и скажет: «Прекратить!» Но в конечном счете старикан был страшно рад».
Дмитрий Крымов — человек, из-за которого номинация «Новация» теперь называется «Эксперимент»: организаторы, видимо, поняли, что из года в год номинировать одного и того же человека в качестве новатора несколько странно. На этой «Маске» Крымов представлен спектаклем «Опус №7»
Эксперимент: родная речь
Прежде эта номинация называлась «Новацией», но настоящие новаторы появляются не то что не каждый год — не каждое столетие. Поэтому в номинации из года в год соревновались странные спектакли, выбивавшиеся из привычных жанровых рамок, а сама она была переименована в расплывчатый «Эксперимент». Из 5 номинантов этого года четыре — «эксперименты» с языком. Два из них — русские пьесы, написанные коренным белорусом Павлом Пряжко, который уже несколько лет провоцирует режиссеров на странные решения. Михаил Угаров поставил «Жизнь удалась» как читку, а визуальщик Филипп Григорьян вообще собрал на базе «Третьей смены» перформанс. В спектакле «Я думаю о вас» француза Дидье Руиса и авторы, и исполнители — непрофессионалы: пожилые люди со сцены вспоминают молодость в СССР, и их необработанная речь трогает публику так же сильно, как некогда трогали монологи Евгения Гришковца. Но самому радикальному эксперименту в конкурсе экспериментов ни много ни мало восемьдесят лет. Речь о Хармсе и его повести «Старуха». Дурацкая история про труп, который герой носил в чемодане, пока его не украли, на самом деле говорит о смертности, которую всякое живое существо носит в себе от рождения. Федор Павлов-Андреевич предложил прочесть ее Степаниде Борисовой. Исполнительница горлового пения и прима Якутской драмы выкрашена в белое, спеленута в саван и водружена на постамент. Истукан открывает глаза и начинает говорить — и за героя, и за старуху, которая зашла к нему в квартиру и умерла; говорит то по-русски, то по-якутски, переходя порой к таким горловым модуляциям, что становится жутко, — и то, что имел в виду Хармс, чувствуешь нутром.
Федор Павлов-Андреевич, режиссер спектакля «Старухы»: «Говорят, язык — это бог, а мое божество — это Хармс. Я думаю и разговариваю про себя так же, как пишет Хармс, я совпадаю с ним в том, как он видит вещи. Я вместо «соскучился» говорю «соскрючился». Уверен был, что я сам придумал это слово, а мне говорят: «Это Хармс».
Роман Должанский, продюсер спектакля «Я думаю о вас»: «Дидье Руис делает бесхитростный документальный театр. Личные воспоминания пожилых людей складываются в коллаж, в котором проступает история страны».
Филипп Григорьян, режиссер спектакля «Третья смена»: «У Пряжко невзаправдашние пьесы, он ломает законы драматургии и делает это как панк, а вовсе не из полемических соображений. Его пьесы похожи на жизнь своей пустотой. В этом я согласен с теми, кто сравнивает Пряжко с Чеховым: Чехов ведь тоже запечатлевал пустоту».
- Эдуард Бояков
- Минкультуры
- Джордж Баланчин
- Константин Богомолов
- Чулпан Хаматова
- Алексей Ратманский
- Владимир Мартынов
- Михаил Угаров
- Евгений Волынский
- Игорь Селин
- Мишель Легран
- Олег Лоевский
- Павел Пряжко
- Александр Чайковский
- Степанида Борисова
- Фабио Мастранджело
- Филипп Григорьян
- Федор Павлов-андреевич
- Эдвард Льянг
- Роман Должанский
- Алла Сигалова
- Борис Эйфман
- Василий Бархатов
- Владимир Кобекин
- Всеволод Полонский
- Дидье Руис
- Дмитрий Крымов