перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Группа «Наив»

Архив

В «Новом Манеже» открывается выставка «Советское искусство между Троцким и Сталиным». Куратор выставки Екатерина Деготь по просьбе «Афиши» рассказала, что такое настоящее советское искусство

1. Популярное советское искусство — это не настоящее советское искусство
«Любимое всеми «советское» искусство — это работы периода НЭПа, такие необуржуазные картинки с изображением девушек с цветами; или же высокий сталинизм вроде ВДНХ. И ВДНХ, и изображения девушек — совершенный китч. Для коллекционеров покупка такого искусства оправдывает их недовольство искусством современным — в нем они находят что-то мягкое, такой дружественный для потребителя вариант. Это ностальгия, помноженная на хороший рынок».

2. Авангардное искусство — это не настоящее советское искусство
«Первая волна авангардистов сформировалась еще до революции, соответственно, при капитализме. «Черный квадрат» существовал в те времена, когда его можно было продать; выставка, на которой он был впервые показан, — это выставка-продажа. О’кей, эти люди предвосхитили революцию, но все, что происходило в 1917–1919 годы, сделали люди старой закваски».

3. Настоящее советское искусство — это искусство наивного реализма
«Только в конце 20-х, в эпоху культурной революции, впервые речь зашла о том, как должно выглядеть искусство, если у него нет частного рынка, как оно должно делаться и на какие деньги существовать. Тогда весь народ строил коммунизм и еще не занимался поклонением Сталину. Исторически это время влияния Троцкого. Несмотря на то что в 1928 году Троцкий был уже выслан, его мысли были очень сильны — сам Сталин, выгнавший его, пропагандировал те же идеи, он рассуждал об индустриализации, но от своего лица. Этот период совершенно неизвестен, никто им не интересуется, никто его не любит. Он абсолютно левый с точки зрения политических идей, а с точки зрения искусства — это реализм, даже такой наивный реализм».

4. Искусство наивного реализма — это искусство народных масс
«Художники конца 20-х — это отчасти те, которых мы прекрасно знаем: Бродский, Дейнека, Богородский, но множество фигур нам известны мало. На выставке немало людей, имена которых вообще ничего не скажут. Это же искусство народных масс, в этом суть культурной революции. Куда делись эти люди после тридцатых — неизвестно. Во многих музеях просто не понимают, как с этим жить. Это искусство не очень отвечает современному буржуазному вкусу, оно не представляет собой портреты каких-то красивых девушек, поэтому что с этим делать — неясно».

Ошибка в тексте
Отправить