перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кто такой Карлос Рейгадас? Что снимает мексиканец, получивший каннский приз за режиссуру

В прокат выходит «После мрака свет» — главный фильм Карлоса Рейгадаса о Мексике, любви, поисках бога и тяготах бытия. «Афиша» рассказывает о том, чем он велик и как все это понимать.

Архив

Карлос Рейгадас родом из Мексики, за 14 лет своей режиссерской карьеры он снял четыре полнометражные картины. Все они были показаны в Каннах, а две из них встречены неодобрительным гулом и разгромными рецензиями, в том числе и новый фильм «После мрака свет», который на этой неделе выходит в российский прокат. Раздосадованный таким приемом режиссер в интервью сравнивает себя с Джойсом и Фолкнером, то и дело ссылается на Сенеку и утверждает, что гениальные произведения обречены на неприятие современниками.

Зол он и на критиков — за их пагубную привычку «высасывать бессмыслицы из смыслов».

Кроме нападок, творчество Рейгадаса не раз подвергалось и пристальному критическому разбору. Обычно его рассматривают через призму кинематографических влияний, которые и сам режиссер не отрицает. Если вкратце, первые три картины («Япония», «Битва на небесах» и «Безмолвный свет») отождествляются с цепочкой Тарковский–Бунюэль–Дрейер. Список можно и расширить. Принципиально же то, что Рейгадас вслед за признанными мастерами кино снимает сложные, противоречивые фильмы и не боится оперировать масштабными понятиями.

 

 

«Раздосадованный режиссер утверждает, что гениальные произведения обречены на неприятие современниками»

 

 

Открывающие фильмографию Рейгадаса «Япония» и «Битва на небесах» — фильмы-первертыши на манер «Красавчика Сержа» и «Кузенов» Шаброля. В обеих картинах речь идет об обретении духовного просветления, что у Рейгадаса тесно связанно с сексом. В «Японии» немолодой художник приезжает в глухую деревушку, чтобы покончить собой. Поселившись у набожной старушки Ассен (от Асенсьон, «Вознесение»), он гуляет по окрестностям и готовится осуществить свои планы, но так и не решается. Постепенно вместе с желанием жить в герое просыпается и жажда физической близости, с которой он обращается к приютившей его пожилой женщине. Своим согласием она дарует герою жизнь, сама покоряясь смерти.

В «Японии» путь героя к Богу лежит через созерцание величия природы; это отражает присущие Рейгадасу пантеистические воззрения.

В «Битве на небесах» Бог проявляет себя во внутренней природе человека. Действие переносится из деревни в город. На первом плане — социальный контекст, религия предстает на экране как общественный институт. Ведущим техническим приемом (вместо характерного для «Японии» злоупотребления плавным движением камеры) становится резкий монтаж.

Завязка «Битвы на небесах» остается за кадром: главный герой по имени Маркос вместе со своей супругой похищает ребенка в надежде на выкуп, но тот умирает, и рискованная затея оборачивается трагедией. Маркоса мучает совесть, не позволяя ему смириться со своими поступками. Однако он не находит отклика в окружающих. Вскоре наступает момент, когда он больше не может сдерживать осознание собственной неправоты. Прежде считавший верующих «стадом баранов», Маркос на коленях, с мешком на голове совершает паломничество к храму Девы Марии Гваделупской, святой покровительницы мексиканцев. Его отчаянный поступок для Рейгадаса — призыв к истинной духовности в противовес формальному соблюдению ритуала.

«Битва на небесах», как и «Япония», богата на откровенные сексуальные сцены; из-за этого режиссер считается радикалом. Но в понимании Рейгадаса, секс — неотъемлемая часть жизни человека, а значит, и его присутствие на экране закономерно. Отрицание секса как нормы — ханжество. При всей непредвзятости режиссерской позиции, тесная связь духовного и физиологического на практике оказывается провокацией. Возможно, чтобы не зацикливаться на одном амплуа, Рейгадас не стал повторяться и свой третий фильм сделал непохожим на два других.

В «Безмолвном свете» уже нет акцента на субъективности переживаний героя при помощи камеры и звука. Изображение и монтаж стали более плавными, темп — более текучим; такое кино принято называть созерцательным. Глава семьи и отец шестерых детей заводит себе любовницу и мучается, не зная, как разорвать порочный круг: чему покориться —  чувству долга или зову сердца. Казалось бы, банальный любовный треугольник, но на помощь Рейгадасу приходит выбор локации. Он переносит действие на север Мексики, в общину меннонитов, говорящих на плаутдиче — архаичном диалекте немецкого.

В замкнутом религиозном сообществе проблема морального выбора приобретает абсолютную значимость, что окончательно вытесняет Рейгадаса в духовное измерение. Вместе с тем появляется возможность свободно манипулировать сюжетом. Муж не скрывает от жены измену — и в конце концов боль, причиненная любимым человеком, убивает ее физически. Впрочем, в фильме найдется место библейскому чуду, воплощенному вольной цитатой из Дрейера напополам со «Спящей красавицей».

От фильма к фильму творческий метод Рейгадаса развивается поступательно. Прежде всего, в том, что касается его актеров и персонажей. Режиссер работает с непрофессионалами, не заставляя их примерять чужие обличья, но, наоборот, синхронизируя роль с исполнителем. Порой он даже не показывает им сценарий. Цель Рейгадаса — сделать так, чтобы человек просто прожил время в кадре, а персонаж создается в основном в монтаже.

Второй слагаемый метода Рейгадаса — работа со сценарием. Это всегда цепочка образов, зрительных и звуковых; их сочетание рождает смыслы. Режиссер создает четкую структуру, в которой все подчинено авторскому замыслу. Персонажи замысла не знают, что само по себе — метафора человеческой жизни, ощущение которой стремится передать Рейгадас.

Его новый фильм «После мрака свет» — один из самых ярких экспериментов на этом поприще.

Этот фильм отвергает привычные модели повествования, сбивает с толку своей кажущейся фрагментарностью. Реальное и воображаемое льется с экрана сплошным потоком. Настоящее то погружается в воспоминания, то заглядывает в будущее. В жизни наше сознание может свободно перемещаться между этими категориями, Рейгадас же берется воплотить многомерность человеческого восприятия в кино. Эта субъективность подчеркнута использованием в ряде сцен широкоугольной линзы, которая оставляет в фокусе только центральную часть картинки. По краям же изображение размыто, словно зафиксированное периферическим зрением.

Сюжета нет как такового. Главный герой по имени Хуан с женой и двумя детьми перебирается из города в мексиканскую глубинку. Их комфортный быт провоцирует местных жителей на ограбление, по воле рока в деле появится огнестрел. Но в понимании режиссера эта история не столько о богатстве и бедности, сколько о столкновении культур — аутентичной местной и привнесенной извне западной. «После мрака свет» в том числе о трагической невозможности взаимопонимания между ними. Но какова бы ни была трактовка режиссера, это кино самой своей структурой побуждает зрителя извлечь из него собственный смысл. Сколько будет зрителей, столько и прочтениий: например, это фильм о том, что человеческая жизнь может, как кинофильм, пронестись перед глазами от начала до конца, так и оставшись сумбурной и непонятной.

Ошибка в тексте
Отправить