перейти на мобильную версию сайта
да
нет

И грянул Громит

Архив

На экраны выходит полнометражный пластилиновый хоррор «Уоллес и Громит: Проклятие Кролика-оборотня»

Если взять бумагу и карандаш и составить длинный список предметов, людей и произведений, которые олицетворяли бы все самое английское, что только есть на свете, в него попадет множество приятных образов. Будут упомянуты порридж, Диккенс, файф-о-клок, Стивен Фрай, «Возвращение в Брайдсхед», такой особый апельсиновый джем, Моррисси, Биг-Бен, кардиган, Шерлок Холмс, «Монти Пайтон», эль, принцесса Диана, джин, отец Браун, «Панч», Маргарет Тэтчер, «Профессор Криминале», сэр Алекс Фергюсон, двухэтажный автобус, черное такси, стилтон, соус HP, The Guardian и другие вещи, без которых мир был бы куда менее интересен и пригоден для существования.

Почти в самом верху, после группы The Smiths, но до отца Брауна, в этом списке будут стоять Уоллес и Громит – пластилиновые персонажи британского аниматора Ника Парка, до удивления мало известные в России, но почитаемые в Англии так же горячо, как Джон Клиз, Джон Терри и Роуэн Эткинсон. Изобретатель и его собака начали сниматься в 1989 году, заработали два «Оскара», пережили полосу забвения и теперь, 16 лет спустя, попали в мир стомиллионных бюджетов. Для того чтобы провернуть такую карьеру, многим актерам требовались десятилетия.

За что мы любим Уоллеса и Громита? Во-первых, за то, что в эпоху, когда задача аниматора часто сводится к определению ключевых кадров, а промежуточные секунды заполняет компьютер, фильмы Парка – это как ручной вязки кашемировый шарф в мире свитеров Benetton. Во-вторых, фильмы эти погружают зрителя в особое фантастическое пространство, которое чрезвычайно похоже на реальный мир, но только сделано из пластилина – вернее, из специальной массы для лепки, которая не плавится под софитами и не пристает к пальцам мультипликатора. Пластилиновых мультиков немало создано и в России, однако ни Гарри Бардин, ни Александр Татарский так и не придумали единой вселенной, которая существовала бы за пределами какой-то одной ленты.

В уютном же мире Ника Парка вполне можно жить. Мы знаем, что в нем есть улица Уэст-Уоллаби, а на ней дом номер шестьдесят два. Что находится эта улица, судя по акценту персонажей, в провинциальном городке к западу от Лондона. Что городок этот невелик, но имеет центральную площадь и башню с часами. Что живет по указанному адресу изобретатель-любитель Уоллес, посвятивший досуг сооружению сложнейших конструкций для решения элементарных проблем. Что у Уоллеса есть пес Громит, мудрый стоик, который любит читать, всегда молчит, а все, что хочет сказать, выражает бровями – вернее, одной большой бровью, которая то поднимается в удивлении, то рельефно выдается вперед, когда ее владелец злится или напрягает воображение.

И действие нового фильма, который делался пять лет и активно обсуждался поклонниками последние года три, происходит все в той же пластилиновой Англии, где главным блюдом (помимо все того же порриджа) является сыр с крекерами, главной напастью – ежемесячные счета, а главной тайной – ужасный зверь, опустошающий огороды накануне сельскохозяйственной выставки. Все сто пятнадцать тысяч кадров «Проклятия Кролика-оборотня» были кропотливо вылеплены командой аниматоров студии Aardman – больше двухсот человек, если считать осветителей, операторов и звукорежиссеров.

И конечно, такое количество человеко-часов не пропало бесследно. Именно благодаря любовному подходу Парка к каждой секунде экранного времени фильмы про Уоллеса и Громита можно смотреть и пересматривать, всякий раз обнаруживая что-нибудь новое: что день рождения у Громита 12 февраля, что автомобиль службы уничтожения грызунов Pesto Control – это «остин» пятидесятых годов или что Уоллес на досуге читает роман «На восток от Эдама». И именно поэтому выход полнометражного фильма про Уэст-Уоллаби – это праздник, ведь пересматривать полтора часа можно в три раза дольше, чем тридцать минут.

Неожиданный вывод из всего этого заключается в том, что идти на премьеру «Кролика» в кинотеатр не обязательно. Звук там, как всегда, будет испорчен прокатчиками, и вы не услышите оригинальных голосов персонажей – ладно бы только Хелены Бонэм-Картер, но и престарелого Питера Сэллиса, который озвучивает Уоллеса с самой первой ленты. Дождитесь DVD, посмотрите фильм до конца, а потом вернитесь к началу и пустите его снова – держа палец на кнопке «Пауза» и время от времени используя функцию Step. Бог анимации – тоже в мелочах, и Ник Парк это хорошо понимает.

2005 The Curse of the Were-Rabbit
Полнометражный фильм, сделанный при участии DreamWorks Animation и сбрызнутый изрядным количеством спецэффектов. Уоллес и Громит охотятся за монстром, постоянно оказываясь в ситуациях из классических хорроров.

2002 Cracking Contraptions
Десять мультфильмов, сделанных студией Aardman в качестве подготовки к съемкам «Кролика-оборотня». Фильмы посвящены различным изобретениям Уоллеса и слишком коротки, чтобы быть смешными.

2000 Chicken Run
Первый полнометражный фильм Парка про коллективный побег бройлерных куриц, в котором, однако, чего-то не хватает. Истинные поклонники «Уоллеса и Громита» остались разочарованы.

1995 A Close Shave
Уоллес и Громит вступают в поединок с собакой-киборгом по имени Престон. В этой ленте появляется один из самых обаятельных персонажей Парка – барашек Шон, одетый в свитер из собственной шерсти. Еще один «Оскар».

1993 The Wrong Trousers
Пластилиновый нуар про неудачную аферу пингвина-авантюриста, задумавшего похитить из Национального музея гигантский бриллиант: с применением технических средств и Уоллеса. Получил «Оскара».

1989 А Grand Day Out
Первый фильм про Уоллеса и Громита, которые строят ракету и отправляются на Луну, – потому что Луна сделана из сыра, а на улице Уэст-Уоллаби сыр предпочитают всем остальным продуктам.

1989 Creature Comforts
Первый собственный фильм Парка: животные из зоопарка рассказывают о своей жизни словами настоящих горожан. Получил «Оскара».

1987 Sledgehammer
Клип Питера Гэбриела, над которым Ник Парк работал в качестве аниматора, – его первая серьезная работа в жанре пластилиновой анимации.

Ошибка в тексте
Отправить