перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Владимир Мартынов, композитор

Архив

За последние несколько лет композитор Владимир Мартынов получил Госпремию, написал для Мариинки оперу «Новая жизнь» по Данте (которая, впрочем, так и не была поставлена), сочинил университетский гимн и выпустил книгу о том, что время композиторов закончилось и наступила постопусная эпоха (ансамбль его жены, Татьяны Гринденко, так и называется – Opus Posth). Сейчас он готовит к выпуску еще один том на ту же тему, а также проводит свой ежегодный фестиваль в центре «Дом». Один из новых участников фестиваля – лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров, а один из главных сюжетов – их совместный проект про бен Ладена и Франциска Ассизского, премьера которого в Концертном зале Чайковского по каким-то таинственным причинам отменилась в январе.

– Вы, наверное, единственный композитор в стране, у которого есть ежегодный авторский фестиваль. Вы успеваете каждый раз насочинять новой музыки?

– Вообще-то да, но дело не в этом. Меня сейчас совершенно не интересует написание произведения как такового. Вот написать и исполнить – это мне как раз самому надоело. Дело в том, что фестиваль я мыслю не как набор каких-то вещей, а как концептуально выстроенную акцию.

– Какая на этот раз концепция?

– Все построено на ремейках. У меня есть такая вещь – «Времена года». На первом концерте они все будут сыграны, и исходные модели тоже: Бах, Вивальди, Мендельсон, Пярт в моих переложениях. Это будет такая единая вещь, перемешанная из моделей и воспроизведений. На следующий день будет Леня Федоров, который сделал реплику на мою «Осень». Если у меня реплика на Мендельсона и Чайковского, то у него – уже на меня. А следующий ход – моя реплика на его реплику на мою реплику. Бесконечные комментарии на какую-то модель, которая вынесена за скобки фестиваля.

– То, что вы будете сейчас делать с Федоровым, имеет отношение к проекту про бен Ладена и Франциска Ассизского?

– Безусловно. Это часть проекта. Он отменился, потому что этот персонаж – бен Ладен – очень уж попер. Я имею в виду раскрутку. В начале имелся в виду только Франциск Ассизский. Потом мы поняли, что Франциск сейчас один не тянет, что просто такие сусальные картинки делать не особенно интересно. Нужен был другой полюс. А тут появилась у Лени эта композиция – с бен Ладеном, с матом. Она, кстати, будет на фестивале. Но когда проект начал развиваться, бен Ладен совершенно неожиданным для меня образом начал вырастать в главное действующее лицо, в то, ради чего это все происходит, проект начал приобретать нехороший, скандальный оборот. И потом, в свете всех событий в Юго-Восточной Азии не захотелось нагнетать обстановку.

– А я слышала, что спонсоры из фонда Генри Форда были против.

– Как вам сказать… Такой момент был, но он, наверное, был не решающий. Спонсоры они чисто формальные: спонсируют Opus Posth, но не конкретно это мероприятие. Понимаете, и в советские времена что-то запрещали, по церковной линии, например. Но когда я чувствовал, что стоит что-то делать, то было на все наплевать. А здесь не та фигура. Тем более что сейчас идет этот проект – NATO. В этой компании как-то не хочется оказаться.

– Для вас существуют табу в искусстве?

– Дурновкусие. Хотя я понимаю, что даже на дурном вкусе можно играть. Жесткое табу – это заниматься прямым, непосредственным высказыванием, сказать «я тебя люблю».

– Гимн МГУ, который вы написали в прошлом году, – тоже не просто гимн, а комментарии к гимну?

– Ну нет, зачем. Это же заказ. То, что я пишу для кино, театра, для клироса, – прикладная музыка, тут нельзя мудрить. Я не разделяю такие взгляды, когда заказывают композитору киномузыку, а он ее пишет так же серьезно, как свою.

– Вы считаете себя революционером или ретроградом?

– Скорее ретроградом. А кто сейчас революционеры?

– Ну не знаю, может, те, кто в электронике копается?

– Вот уж самые настоящие ретрограды! Долгое время считалось, что революция в музыке происходит благодаря революции в языке. Сейчас язык вообще не вопрос. Вопрос – ситуация. Революционером будет тот, кто придумает для музыки новую ситуацию. Замечательная была минималистская революция у американцев – того же Райха возьмите. Ведь это же не концертные вещи, а ритуалы, акции, но они попадают в условия концерта и превращаются в произведения-опусы. Вот о чем надо думать – как переломить эту концертную ситуацию, хотя она уже сама по себе находится в безобразном, захиревшем виде.

– Вы по-прежнему считаете, что мы наблюдаем конец времени композиторов?

– Я чувствую, эта тема исчерпана. Надо думать о дальнейшем.

– О том, что будет после конца времени композиторов?

– Да, даже есть анекдот известный, когда партнер спрашивает у партнерши: «А что вы делаете после оргии?» У меня последний концерт на фестивале так называется – «Интерьер после оргии». Очень напоминает сегодняшнюю ситуацию. Что делать с музыкой, после того как она перестала быть искусством, а человек перестал быть художником, но и человек остался, и музыка. Я себя чувствую такой амфибией – рыбой, которая выходит на сушу. Но эти амфибии очень уродливы. Любой зверь, живущий на земле, лучше амфибии. И рыбы, живущие в воде, тоже лучше.

Ошибка в тексте
Отправить