перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Тишина. Face off

Архив

Скоро Москва увидит спину Триши Браун. Она танцевала в облаке искусственного тумана и на скейтборде в паркинге в свете фар «фольксвагена». Как хореографа ее раздражали костюмы, театральные помещения, декорации, артисты. Ее танцорами были непрофессионалы, и до 1979 года в труппе были только женщины. В 1970-м она подвешивала их на лонжи и заставляла ходить по стенам. В 1971-м она испытывала их на выносливость и смотрела, как они реагируют на боль. В 1973 году Триша Браун заслала их на нью-йоркские крыши. 15 танцовщиц на 15-ти крышах Манхэттена повторяли движения друг друга. С 16-й крыши на них смотрели зрители. В 1974-м они спускались по деревьям в парке Миннеаполиса. За 14 лет труппа Триши Браун объехала весь мир и теперь приезжает в Москву.

Свой путь она определяет, как реакцию на «тройную избыточность» танца 40-х и 50-х, повествовавшего через сюжет и музыку. Объект ненависти – «Щелкунчик», в котором танцор подчиняется сюжету и музыке. Гофману и Чайковскому. Триша Браун никому не подчинялась. Ее танцор мог в полной тишине стоять на месте, совершать жест и методично повторять его, добавляя к нему еще один, и еще один, и еще один. У этого танца нет подтекста, но он вызывает какие-то другие, более таинственные и интенсивные повествования. По существу Браун делала то же, что и ее друг и соратник Раушенберг, который в 1953 году смазал чужой рисунок, создав тем самым новое произведение.

В тот момент, когда на Браун окончательно поставили клеймо немузыкального хореографа, она неожиданно пригласила профессиональных танцоров, художников, переместилась с крыш в традиционные здания и включила музыку. «Canto Pianto» (1998), который покажут в Москве, использует отрывки из монтевердиевского «Орфея и Эвридики». То, что Триша Браун делает сейчас, – уже не авангард, а хрестоматия. Ей шестьдесят четыре. Она почти не дает интервью, но камера фиксирует ее репетиции. Она учит танцевать в видеофильме «Just Dancing Around?», и ее уроки доступны в Интернете: «Занятие 1. Попробуйте сделать то, от чего отказалась Триша Браун: станцуйте музыку или историю…»

9 октября, когда раздвинется занавес, Триша Браун будет стоять на сцене спиной к залу. На плечи спускаются седые волосы. На ней будет белое платье с глубоко вырезанной спиной, придуманное Раушенбергом для этого спектакля шесть лет назад. Ее минималистский танец называется «Если бы вы не могли меня видеть», и он продлится всего десять минут. Лица Триши Браун вы так и не увидите.

Ошибка в тексте
Отправить