перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Требуют жертв

Архив

Современное искусство

10 октября информационные агентства сообщили о травмах, полученных посетителями лондонской галереи Тейт-Модерн: в Турбинном зале галереи два человека провалились в трещину. Трещина в полу длиной 167 метров представляла собою произведение колумбийского скульптора Дорис Сальседо «Шибболет-2007». По словам Сальседо, сказанным в интервью Би-би-си, трещина символизирует «опыт иммиграции, опыт сегрегации, опыт расовой ненависти. Это опыт человека из стран третьего мира, оказавшегося в самом сердце Европы».
167-метровая трещина — конечно, мощный, глобальный даже художественный жест; с другой стороны, не скажешь, что такого искусства нет в России. Да полно. На днях я был в городе Суздале, там подобные экспонаты попадаются прямо на центральной улице (опыт расовой ненависти, судя по приветливым лицам молодых суздальцев, им также не чужд). И ничего — информационные агентства про это не сообщают, министр культуры Александр Соколов разнос подчиненным не устраивает.
Разнос на коллегии Минкульта состоялся по другому поводу: Соколова возмутили экспонаты выставки «Соц-арт». Полгода назад она тихо-мирно демонстрировалась в Третьяковке, а теперь должна выехать в Париж. Но тут поднял голос министр: «Это позор России, за который нам всем придется отвечать по полной» — так отозвался о выставке Соколов, имея в виду работы «Синих носов» (целующиеся в березовом лесу милиционеры), Мамышева-Монро (Монро, переодетый Гитлером) и группы «ПГ» (слепленная в фотошопе картинка, на которой три китайца едят лабрадора Кони и е...т Ксению Собчак в кабинете с видом на Красную площадь). Благодаря министерскому выступлению вокруг выставки поднялся нешуточный шум, посетить ее собрался даже Николя Саркози, но осадок остался: а вдруг действительно придется отвечать по полной?
К работам, возмутившим Соколова, и вправду можно предъявить мильон претензий: сюжет с целующимися ментами явно слизан у лондонского граффитиста Бэнкси, и шутка «ПГ» — не первой свежести (см. исламскую серию «АЕС + Ф» или рассказ Пелевина «Папахи на башнях»), и переодеваться Гитлером в 2007 году — не менее пошло, чем рассказывать анекдоты про тещу. Проблема с министром культуры — что для него все это выглядит откровением: ох! ах! мужики целуются! позор! Из чего следует, что министр как минимум не в курсе того, что происходило с искусством в последние лет сорок, — и, что еще хуже, не вполне разделяет принципы толерантности в их европейском, выстраданном за две тысячи лет понимании: министру, очевидно, невдомек, что позор России — это когда целующихся мужиков бьют православные хоругвеносцы, а не когда их снимают на камеру «Синие носы».
Художникам же и галеристам стоит только радоваться. Если искусство, основанное на провокации, никого не провоцирует — это уже не искусство, а Никас Сафронов какой-то (заметим, что принадлежащий его кисти портрет В.Суркова с лютней и в костюме арлекина также не считается позором России); «Носам» же и «ПГ» очевидно удалось наступить на больную мозоль. Как известно еще из школьного курса, действие равно противодействию — если хочешь ударить побольнее, не стоит удивляться, когда тебя стукнут в ответ. Если проделать в полу трещину длиной 167 метров — в нее непременно кто-нибудь да свалится. Особенно если (как на центральной улице в Суздале) выключать по вечерам свет.

Ошибка в тексте
Отправить