перейти на мобильную версию сайта
да
нет

10 фильмов про машины времени Английская королева, корейские партизаны, Джек-потрошитель и другие путешественники

Путешествия во времени — один из любимых кинематографических трюков. Посмотрев «Людей в черном-3», «Афиша» выбирает десятку интересных фильмов на этот сюжет из не лежащих на поверхности.

Архив

Дух 1976 года

(1990, режиссер Лукас Райнер)

В будущем магнитный шторм уничтожил все исторические свидетельства, и правительство посылает экспедицию — двух мужчин и девушку — в прошлое, чтобы ознакомиться с основами американской цивилизации. Поскольку машина времени сделана на коленке, они попадают не в 4 июля 1776 года, как собирались, а в тот же день двумя столетиями позже — но об этом не подозревают. И проводят время с волосатыми Бивисом и Баттхедом, слушают Grand Funk Railroad, учатся танцевать буги, посещают семинар по самосовершенствованию, изучают трубки для гашиша и т.д. Беззлобная сатира на 70-е, дешевая, крайне глупая и временами очень смешная. Развлекаются дети из хороших семей — сын знаменитого комика Карла Райнера и Роман Коппола (а София — дизайнер костюмов, и каких).

«Дух 76 года»

Остается только плакать

(1985, режиссеры Роберто Бениньи и Массимо Троизи)

Двое друзей (Бениньи и Троизи), заблудившись в сельской местности, каким-то образом оказываются в конце XV века. Довольно быстро там освоившись, один начинает торговать мясом, а второй ухаживать за богатой невестой, утверждая, что он написал «Yesterday» (и еще много песен). Потом они решают остановить Колумба, чтобы он не открывал Америку, а также пытаются продать Леонардо да Винчи идею градусника. Специфическое — фильм на 90 процентов состоит из ругани героев, — но по-своему прекрасное кино. Эпизод, когда они пишут письмо Савонароле, — вообще великий.

«Остается только плакать»

Замечательная поездка

(1992, режиссер Дэвид Туи)

Плотник (Джефф Дэниелс), когда-то потерявший жену и оставшийся с маленькой дочерью, возвращается в родной городок, чтобы восстановить принадлежащий ему пансион. Вскоре туда вселяется группа туристов — десяток подозрительно высоких и красивых людей. Оказывается, что это путешественники из будущего, которым так скучно в их идеальном мире, что они мотаются в прошлое смотреть на катастрофы (и, соответственно, одна из них приближается). Дебютный фильм автора «Хроник Риддика» — даже не вышедший в кино, но, вообще говоря, отличный: захватывающий, с остроумным сценарием и, как положено хорошей фантастике, социальным подтекстом.

«Замечательная поездка»

Юбилей

(1978, режиссер Дерек Джармен)

Английская королева Елизавета I в компании придворного волшебника, духа Ариэля и любопытной карлицы переносится в Британию 1970-х. Там царит разруха, жестокость, анархия и панк-рок. Полиция бесчинствует, заправляет всем лысый медиамагнат. Главные герои фильма — банда, преимущественно женская, участники которой много болтают, занимаются сексом и время от времени кого-нибудь убивают. Как обычно у Джармена, довольно невыносимое и очень манерное кино, такой гей-панк-«Заводной апельсин», но отдельные сцены — совершенно неземной красоты. Появляется, среди прочих персонажей эпохи, Адам Ант, солист Adam and the Ants, и даже немножко поет.

«Юбилей»

Счастливые случаи

(2000, режиссер Брэд Андерсон)

Чересчур влюбчивая женщина (Мариса Томей) снова влюбляется — на этот раз в слегка похожего на аутиста, но чрезвычайно нежного мужчину (Винсент Д’Онофрио), встреченного на улице. Тот боится маленьких собачек, путает названия предметов и вскоре сообщает, что он прибыл из 2470 года — но героиня старается делать вид, что все нормально. Мелодрама — или, если угодно, романтическая комедия, — сделанная Андерсоном перед тем, как он радикально (и, кажется, зря) помрачнел. Чудесный фильм — смешной, трогательный, очень изобретательный если не в целом, то в мелочах; вдобавок с лучшей актрисой своего поколения.

«Счастливые случаи»

Эпоха за эпохой

(1979, режиссер Николас Мейер)

Джек-потрошитель угоняет у Герберта Уэллса (Малкольм МакДауэлл) сконструированную им машину времени. Писатель отправляется следом, чтобы его остановить, и оба оказываются в Сан-Франциско 1970-х. Злодей быстрее осваивается в гаджетах и моде, Уэллс зато встречает хорошую (но очень странно разговаривающую) банковскую работницу. Беспроигрышный сюжет, адская смесь жанров, МакДаэулл в кои-то веки в роли наивного идеалиста — один из самых развлекательных фильмов в этом сегменте.

«Эпоха за эпохой»

Необычайные приключения Билла и Тэда

(1989, режиссер Стивен Херек)

Два калифорнийских придурка-старшеклассника (один из которых юный Кеану Ривз) путешествуют по разным эпохам в телефонной будке и похищают Наполеона, Сократа, Жанну д’Арк, Фрейда и прочих исторических персонажей, чтобы те помогли им сдать экзамен по истории. Будку одолжили им из XXVII века, потому что если они провалят экзамен, Тэда побреют в солдаты, и они с Биллом не смогут создать лучшую рок-группу всех времен. Нарочито идиотская, хотя и не без пары озарений, комедия для среднего школьного возраста, по сей день очень популярная в Америке (но, кажется, только там). Имеется сиквел, где Билл и Тэд воюют со своими двойниками-роботами.

«Необычайные приключения Билла и Тэда»

Где-то во времени

(1980, режиссер Жанно Шварц)

Молодой драматург (Кристофер Рив), заехавший в роскошный отель, без памяти влюбляется в висящий там портрет театральной актрисы начала столетия (Джейн Сеймур). Путем самогипноза он переносится в 1912 год, где у них вскоре начинается роман, несмотря на протесты ее менеджера (Кристофер Пламмер). Фильм по сценарию Ричарда Мэтсона, провалившийся в свое время, — хотя Рив только-только снялся в «Супермене» и был суперзвездой — сегодня смотрится как-то иначе. Да, трудно серьезно воспринимать таких неправдоподобных красавцев, режиссура довольно сериальная, история сентиментальна до ужаса, а сцена, когда герои целуются, поедая курицу, и вовсе ни в какие ворота. Но Рахманинов (и Джон Барри), белые платья, пустынный пляж, обреченная вечная любовь — сопротивляться тоже тяжеловато.

«Где-то во времени»

Филадельфийский эксперимент

(1984, режиссер Стюарт Раффил)

В 1943 году американское правительство проводит эксперимент над военным кораблем, чтобы сделать его невидимым для радаров противника. Что-то идет не так, и двое моряков попадают в 1984 год — а корабль остается болтаться где-то между мирами, рассылая электрические разряды и угрожая безопасности планеты. Типичная фантастика 80-х — глупая, нескладная, с дурными спецэффектами и Майклом Паре в главной роли, да еще и якобы «основанная на реальных событиях» — но по тем же причинам довольно очаровательная. Попав в 80-е, моряки находят немецкое пиво и осторожно интересуются, кто победил, — а обнаружив по телевизору Рейгана, с облегчением вспоминают, что видели парня в кино.

«Филадельфийский эксперимент»

2009 год: стертая память

(2002, режиссер Си-мён Ли)

Неудавшееся покушение в 1909 году изменило ход истории: Япония стала супердержавой и воевала во Вторую мировую против Германии, а Корея так и не получила независимость. Сто лет спустя корейская партизанская группировка пытается переписать историю с помощью волшебных артефактов, и этим делом занимаются два друга-спецагента, один японец, а другой кореец. Фильм поставлен довольно впечатляюще — хотя даже по корейским меркам он явно затянут, а увлечение режиссера рапидами в какой-то момент становится просто комическим. Но главное — это редкий по нынешним временам и потому занятнейший образец кинопропаганды. Хороший японец — мертвый японец, Корея будет свободной и все такое.

Ошибка в тексте
Отправить