перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Букоматы Что должно быть в книжном автомате

Автоматы, торгующие книгами, — их можно называть «библиомат», «книгомат», «букомат», как угодно, — появились после Второй мировой войны, просуществовали несколько десятков лет и к XXI веку стали, скорее, антикварным раритетом.

Архив

Книгоматы используются — но редко. Гораздо реже, чем хотелось бы — замечательная ведь идея; которую, как знать, следовало бы реализовать в России, раз уж у нас тут читателей много, а книжных магазинов мало, а те, которые есть, переполнены книжками.

С какой вообще стати нужны книгоматы? Дело в том, что книжный автомат решает главную проблему очень многих потенциальных читателей — проблему выбора. Зайдите в «Библио-глобус» или «Дом книги» просто так, без списка книг, которые вам нужны. Ничем хорошим это не кончится — глаза разбегаются, и возникает шок, такой же, как у советского человека, который в 1983 году оказывался в супермаркете за границей. Главное правило книгомата — в нем МАЛО книг. Двадцать, максимум тридцать — но отборных. Самых ходовых и самых актуальных (не в идеологическом, а в коммерческом смысле термина). Ассортимент — результат отбора, и благодаря этому книгомат, по сути, выполняет еще и рекомендательную функцию. Собственно, самое главное в затее — это как раз точный подбор этих 20–30 наименований — и период ротации.

Правила комплектации можно свести к следующему. Основной костяк составляют сиюминутные «шлягеры» — которые в определенной пропорции комбинируются с долгосрочными стабильными бестселлерами. В значительной степени этот набор может совпадать, например, со списком бестселлеров «Москвы» — но совсем не полностью: не надо запихивать в автомат мемуары Горбачева «Наедине с собой». Теоретически можно набить книгомат лонгселлерами типа «Гарри Поттера», «Шантарама», Гладуэлла, «Занимательной Греции» Гаспарова и «Несвятых святых», например, — но интуитивно кажется, что это не совсем правильно. В идеале там должны быть такие книги, чтоб человек сам мог предположить, что перед ним за текст, по названию или по фамилии автора, — новейший, условно, роман о Фандорине, или «Письма» Дж.Леннона, или «новый Гришковец». В книгомат тем не менее могут попадать и неизвестные авторы. Читатель, скорее всего, не знает, кто такой Николай Свечин — однако если поверит рекомендациям книгомата, то узнает — и в следующий раз сам будет этого Свечина искать. Премии — учитываются, но не всегда. То есть Д.Гранина, например, можно поставить, а вот нобелиата Мо Яня, — скорее, все же нет; не для всех, особая аудитория. Рубанова можно было бы поставить «Стыдные подвиги» — если б он «Большую книгу»  выиграл. Одновременные телесериалы и киноэкранизации учитываются — но не всегда.

Частичное обновление ассортимента происходит раз в неделю. Это очень важно — чтоб люди знали, что начинка книгомата меняется, что он все время предлагает что-то «новенькое» — свежие варианты выбора. Книги не должны быть слишком дорогими: ну то есть 500 рублей — это самое большее, сколько может заплатить среднестатистический человек за книгу, которую и потрогать-то перед покупкой невозможно. Существенный параметр — размер и вес книги. «Слишком толстые» в книгомате не нужны — просто потому, что предполагается, что книга, купленная на ходу, и читаться может на ходу; одно из ее свойств, по крайней мере. Детские книги не нужны — потому что детские книги люди обычно трогают, пролистывают перед покупкой; даже если это «Груффало» — все равно странно покупать детям книги в автомате.

Книга должна быть видна — и к каждой книге должна быть короткая аннотация, которую можно прочитать прямо на автомате. Разумеется, очень многое — в смысле комплектации книгомата — зависит от места, где он установлен — то есть набор в метро будет один, в торговом центре или кинотеатре — другой, в фойе театра «Современник» — третий, в вестибюле гуманитарного корпуса МГУ — четвертый. Это, однако ж, детали, нюансы; вполне можно представить себе и среднестатистический набор.

 

В качестве приложения — список: как мог бы выглядеть ассортимент книгомата на сегодня, 4 декабря 2012 года: 

Б.Акунин «Черный город»
Д.Гранин «Мой лейтенант»
Л.Улицкая «Священный мусор»
М.Кучерская «Тетя Мотя»
Э.Л.Джеймс «Пятьдесят оттенков серого»
Э.Л.Джеймс «На пятьдесят оттенков темнее»
Д.Митчелл «Облачный атлас»
Э.Каррер «Лимонов»
И.Ясина «История болезни. Попытка быть счастливой»
Ч.Дахигг «Сила привычки»
Ш.Занд «Кто и как изобрел страну Израиля»
П.Друкерман «Французские дети не плюются едой.
Секреты воспитания из Парижа»
А.Бейкер «Перевал Дятлова»
Х.Мураками «IQ84»
Ю Несбе «Призрак»
Е.Гришковец «Письма к Андрею»
Д.Быков «Икс»
С.Ахерн «Сто имен»
Н.Свечин «Выстрел на Большой Морской»
О.Николаева «Небесный огонь и другие рассказы»
Дж.Леннон «Письма»

Ошибка в тексте
Отправить