«Я разводил их на ТП, убивал по одному, а пацаны фармили нужные итемы» Подростки о Sims, GTA и других любимых видеоиграх
Видеоигры для нынешних подростков — не развлечение после школы, а полноценная вторая жизнь. «Афиша» попросила нескольких поклонников самых популярных среди школьников игр рассказать о том, какие истории с ними случались в этой жизни.
Дети сейчас — главные герои повестки дня: про них принимают законы, их берегут от педофилов, мата и пропаганды гомосексуализма, но что интересно и важно им самим, никто не спрашивает. «Афиша» решила исправить положение: провела большой опрос среди учеников 8–10-х классов двух десятков московских школ, выбрала подростковых героев, самые любопытные сюжеты — и собрала специальную детскую редакцию, чтобы с ее помощью обо всем об этом рассказать. Детская редакция «Афиши», слева направо: Андрей Левандовский, 11-й класс; Мингиян Ушанов, 11-й класс; Николай Королев, 8-й класс; Петр Расстегаев, 9-й класс; Диана Салахеддин, 9-й класс; Артемий Гуреев, 9-й класс; Анастасия Шипилова, 8-й класс; Софья Казарновская, 10-й класс; Александра Талызина, 7-й класс; Анастасия Варлыгина, 10-й класс; Владимир Ильин, 11-й класс; Артемий Куришев, 11-й класс; Иван Куземин, 9-й класс.
Sims
Компания Maxis с начала позапрошлого десятилетия делает всевозможные симуляторы — города, парка, гольф-клуба, муравейника. Наибольшего успеха добился симулятор бога — Sims, где игрок обустраивает жизнь своих подопечных. Иными словами, это те же дочки-матери, только в компьютере и с удивительной детализацией процесса — так что любят Sims в основном девочки.
Ксения Федоренко, 14 лет: «В Sims я играла еще в детстве — все мои подруги любили это дело, вот и мне интересно стало. Но у меня все было не совсем так, как у остальных, — без скриншотов с платьицами, «посмотрите, мы с моим парнем сделали наших симов — и они живут вместе» и всего такого. Мне симов было куда веселее сжигать, ну или их детей убивать, потому что сделать это было намного сложнее, чем добиваться для них счастья. Нет, конечно, можно запросто утопить их в бассейне, но вот чтобы сжечь, уже надо постараться. Когда у них низкие показатели (особенно питание), за ними мчится социальный работник, и даже если ты замуруешь несчастное чадо в четырех стенах без окон и дверей, этот спаситель все равно устроит ювенальную юстицию и телепортирует его к себе в машину. Так что приходилось читерить — в общем, это целая наука. Хотя детей я люблю и им обычно нравлюсь, как ни странно. Даже как-то неудобно, когда мне малек улыбается, всегда в ответ подмигиваю. На самом деле в играх почти все зачастую делают не то, что задумывал разработчик: давят проституток в GTA, ставят войска в форме сердечек в World of Warcraft, вырезают мирное население в эрпэгэшках, связывают узами брака двух мужиков в Skyrim (хотя это как раз нормально). Когда вышли третьи Sims, я была крайне разочарована. Мне как-то скучно было, несмотря на все эти навороты и улучшения, возможности ходить куда угодно и делать что хочешь. А сейчас же еще выходит четвертая часть — так это вообще ад. Добавили парочку новых инструментов, сделали симов «живыми», теперь они якобы настроение могут менять — да кому это все нужно? Похоже, мне нравится ограниченность игрового мира, хотя в жизни я не то чтобы за простоту: тут все, конечно, утомительно, но интересно».
DotA
Defense of the Ancients, она же DotA, — многопользовательская версия третьей части важнейшей фэнтезийной саги Warcraft, вышедшая уже десять лет назад и будоражащая сознание вот уже нескольких поколений школьников. Судя по записям в популярном сообществе MDK, мир DotA является важнейшим местом встреч и разборок подростков; сама же игра — это своеобразные казаки-разбойники с участием частично позаимствованных из Толкиена орков, эльфов и прочей нечисти.
Элвис Петров, 14 лет: В общем, играл я на Фуре (герой игры Фурион. — Прим. ред.), нам спушили практически все лайны (заблокировали пути, на которых стоят башни и по которым идут монстры, контролируемые компьютером; на лайнах проходит примерно две трети игры. — Прим. ред.), я фармился (убивал монстров с целью собрать золота для покупки игровых вещей. — Прим. ред.) как мог. У меня были БКБ, манта, некрачи, лотар, фэйзы и мьелнир (наименования игровых вещей. — Прим. ред.). Наша тима (команда. — Прим. ред.) еле-еле отбивалась, пока я сплитпушил (контратаковал противника, вынуждая его возвращаться. — Прим. ред.). Я разводил их на ТП (таунпортал, телепорт на базу. — Прим. ред.), убивал по одному, а мои пацаны потихоньку фармили нужные итемы (общее наименование игровых предметов. — Прим. ред.). В итоге замес два против четырех в их пользу, я залетаю к ним на респ (место возрождения погибшего героя. — Прим. ред.), развожу на байбэк (после смерти до возрождения героя нужно подождать некоторое время, но можно возродиться и мгновенно, за деньги. — Прим. ред.), наши тоже байбэкаются, я с ТП улетаю к нам на респ, деремся четыре против трех, выигрываем файт (битву. — Прим. ред.), я возвращаюсь к ним на респ, делаю минус два (убийство двух вражеских героев. — Прим. ред.) и через бэкдор пропушиваю два Т4 и трон (вражеские строения. — Прим. ред). После этого вся моя тима кинула мне лайк, а противоположная назвала крысой. Почему? Не знаю, наверно, у них просто пригорел пукан».
Grand Theft Auto IV
Бандитский Нью-Йорк: сербский военный преступник пытается прорваться вверх по криминальной лестнице, попутно угоняя автомобили, помогая проворачивать сделки по продаже наркотиков и, разумеется, убивая сотни людей. Впрочем, помимо криминала в Grand Theft Auto можно заняться и стритрейсингом, изучением местных радио- и телепередач, спортивными состязаниями и прочими безобидными развлечениями. Не зря система, позволяющая игроку делать все, что он захочет, на профессиональном языке именуется sandbox — такой степени свободы можно было достичь, только выставив в песочнице весь набор солдатиков и машинок.
Ильдар Мирзагитов, 16 лет: «Компьютер у меня появился только в 2008 году — до этого я ходил играть к друзьям. Смотреть, как они играют, мне нравилось даже больше, особенно на прохождение GTA Vice City. Потом я, само собой, поиграл во все части, включая четвертую. Довольно сильно раздражало, что главный герой в ней изначально одет как гопник. В одной из миссий, где ему нужно прийти прилично одетым на какое-то собеседование, я наконец накупил дорогущих пиджаков и вообще проникся тем, насколько это круто выглядит. Так он у меня и ходил в белом кремовом костюме всю игру. Помню одного негра (он был какой-то потерянный наркоман), которому мне нравилось помогать. Там можно дружить с персонажами, и он потом мне все время звонил и звал в боулинг, а я его постоянно динамил — в итоге он обиделся. Хороший был парень, хоть и замкнутый. Про ограбление банка отличная миссия, настоящее кино — я даже перепроходил ее специально несколько раз: на выходе бьешься против целой армии, потом пешком убегаешь через какие-то переулки и по рельсам метро. Еще любил слушать радио — «Владивосток FM» в первую очередь. Становишься после миссии на обочину, отходишь от компьютера, ложишься под одеяло и под Цоя или кого-то еще представляешь всю атмосферу — как сидишь в тачке, куришь, думаешь и приходишь в себя».
FIFA
Самый глобальный футбольный симулятор в своем роде: в последней версии FIFA можно сыграть за 46 сборных (включая боливийскую и чешскую) на 26 стадионах; имеются также профессиональные комментаторы (в российской версии — Юрий Розанов и Василий Соловьев), смена погоды и реалистичная физика. Не самая здоровая, но самая соблазнительная замена дворовому футболу.
Валя Ковешникова, 16 лет: «Год назад друзья пригласили меня в кафе. Один мой друг, заядлый футболист, всегда говорит о своей любимой FIFA и постоянно ждет, когда она выйдет на Xbox; и вот тогда она как раз должна была выйти со дня на день. Друзья предложили нам провести спор: «Сыграйте любимыми командами, проигравший будет обязан водить выигравшего на футбольные матчи до конца года». Я, конечно, на них разозлилась, но согласилась.
Все сразу начали говорить, что у меня не получится, я проиграю и тому подобное, но я в себя верила. Долго думала над тактикой, зная своего друга. Нужно уже было выбирать команду, и я выбрала «Спартак», а мой друг, как обычно, выбрал ЦСКА. Начался первый тайм, уже была двадцатая минута, но мы оба держали оборону. И тут на 46-й минуте Вернблум отобрал мяч у Кариоки, закинул мяч за шиворот защитникам и прямо на ногу нападающему ЦСКА Мусе, который очень красиво забил. Друзья кричали, а я после перерыва уже потеряла все надежды, просто сидела и нервно жала на кнопки. Середина второго тайма, ничего интересного, но тут Дима Комбаров с линии штрафной ударил в дальний угол, в самую девяточку. Все на заднем плане вздрогнули от удивления, друг похвалил и сказал, что есть все шансы. Я напряглась. Матч заканчивался, мы оба оборонялись как могли, и тут на последней минуте у меня появился шанс: вратарь слабо ударил по мячу, и Кариока побежал на перехват — вуаля, гол! Это было чудесно, все были в полном шоке. Я сидела и не могла понять, как же это произошло. С тех пор Кариока стал моим любимым игроком, а я бесплатно сходила на все следующие игры «Спартака».
Counter Strike
Перенесенная в виртуальную реальность игра в войнушку — команда спецслужб противостоит команде террористов. Один из первых многопользовательских тактических симуляторов с невысокими требованиями к начинке системного блока; безусловный хит интернет-кафе и компьютерных клубов всех времен.
Александр Фокин, 14 лет: «Играли раунд на карте Cs_Italy. Всего в команде нас было пятеро, я взял П-90 (бельгийский пистолет-пулемет. — Прим.ред.). Два игрока пошли на рынок, трое (включая меня) — на развилку. Я в тот момент себя чуть ли не Максом Пейном возомнил. Как завязался бой, истратил весь магазин П-90, так ни в кого и не попав. Но ведь я перед этим закупил и П-250 (немецкий пистолет. — Прим.ред.), а он, как некоторые знают, хорошо пробивает головы. Прямо на бегу я начал стрелять, два головострела прошли очень хорошо. Третий враг изранил меня, правда, его успели снять товарищи, идущие через рынок. Остальные трое, как мы потом узнали, сидели на респе, защищали заложников.
Перезарядившись, мы с товарищем пошли к заложникам. И тут моего товарища убивает снайпер с респа террористов — я удивился, что снял он не меня, так как я шел впереди. Потом еще один наш стал жертвой снайпера. Я, в свою очередь, смог подобраться к нему, забираясь по ящикам, и ранить — правда, он спрятался, а выходить к нему я не хотел, потому что мне казалось, что он там не один. Оборвалась моя игра довольно нервно. Вышедший с лестницы террорист метко застрелил меня в голову. Оставшиеся двое наших (один тоже был снайпером — уж очень любят игроки винтовку) продвигались вместе. Наш снайпер убил вражеского, а его товарищ с карабином смог прихлопнуть террориста.
Остался террорист с «Пустынным орлом». Тут весь напряг. Снайпер зашел в дом и сразу получил пулю. А второй товарищ с М-4 ошибся, как и я: истратил магазин без пользы. Он сразу переключился на нож, и нам очень крупно повезло — террорист всего лишь ранил спецназовца, и тот все-таки разделался с ним при помощи ножа. Казалось бы, обычный бой, но доставил множество эмоций».