перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги лета 10 главных околокнижных событий лета-2011

Катастрофа с отечественной литературой, негоция Мамута, «Боги богов» и другие итоги лета.

Архив

Прилепин — Мидас

Захар Прилепин, после того как в конце мая выпустил «Черную обезьяну» и стал лауреатом премии «Супернацбест», сделался не просто суперзвездой, но еще и Мидасом, превращающим в золото все, за что берется. Успех «Десятки» — поразительный феномен: ЗП удалось продать читателям даже такой заведомо неликвидный жанр, как сборник рассказов современных молодых писателей. Следующий шаг очевиден: популяризация современной поэзии. Если в течение ближайшего года ЗП не выпустит сборник отобранных лично им стихов современных поэтов, значит, здесь нет никакого издательского бизнеса.

 

Бум книжных фестивалей

Летний фестиваль в ЦДХ, «Бу!Фест», BookMarket… Нет дня, чтоб где-нибудь не проходил книжный фестиваль. Похоже, мелкие издатели нашли формат, наиболее адекватный для того, чтобы хоть как-то конкурировать с левиафанами при невозможности наладить собственную систему распространения: прямые продажи, прямой контакт с публикой. Оказалось, к фестивалю можно привлечь больше внимания, чем к книжной лавке. Преимущества по сравнению с традиционными ярмарками: бесплатный вход для посетителей — и отсутствие арендной платы для издателей.

 

Конец скандинавского детективного бума

Во-первых, к лету-2011 загребли уже всех, кого могли, — и Юнгстедт, и Лэкберг, и Рослунда и Хеллстрема, и даже старинных Пера Вале и Май Шеваль; все более-менее одно и то же; бывает хуже, бывает лучше — но ничего выдающегося, как Ларссон или хотя бы как Несбё, так и не проявилось. Несбё по-прежнему издается, и его не стоит игнорировать, — но интересен он уже не на волне бума, а сам по себе. Во-вторых, Брейвик: после Утойи словосочетание «скандинавский детектив» перестало быть оксюморонным — выяснилось, что литература оказалась правдой и никаких «спокойных» стран, где детективы возможны только как игра, не существует.

 

Два новых романа Рубанова за одно лето

Первый — «Психодел», из современной жизни, про 2010 год, но с необычной иерархией персонажей, это роман о женщине против мужчины. Второй — «Боги богов», фантастика в духе Стругацких, про двух типов из будущего, попадающих на Золотую планету и устраивающих там переполох; совсем другая книжка — но тоже очень моторная. Во всех отношениях блестящий писатель, который работает больше всех и лучше всех.

 

Полное насыщение спроса на качественные детективы

Никогда еще за последние десятилетия проблема, какой бы хороший детектив почитать на пляже, не решалась так легко. Русские (Акунин, Чиж, Свечин, Костин), английские, американские, скандинавские, французские детективы — везде; даже если вы глотаете по детективу за ночь — все равно голодным теперь не останетесь. Ниша существовала много лет — и вот теперь она закрыта.

 

Открытие лета — издательство «Карьера-пресс»

Сначала были «Невидимая горилла», потом «Бессмертная жизнь Генриетты Лакс» — большой американский бестселлер прошлого года; и вот после этого стало интересно, кому досталось такое сокровище.   Оказалось, издательство с невыразительной вывеской «Карьера-пресс» — за которой, однако, скрывается великолепный список готовящихся к публикации, подобранных по очевидному, очень простому принципу:   англо-американский нон-фикшн — очень свежие бестселлеры и просто книги из списков «Лучших книг года». Обещаны «Логикомикс» Доксиадиса и Пападимитриу, «Как я убил Плутон» Майка Брауна, «Почему Маркс был прав» Терри Иглтона, «Почему у красивых людей больше дочерей» Канадзавы и Миллера, «Запечатленные в камни» Свитека. Очень здорово для маленького издательства.

 

Барнс — бестселлер

Удивительное дело — «Нечего бояться» Барнса вот уже несколько недель держится в топ-100 «Москвы». В Англии только что опубликованная книга Барнса «The Sense of an Ending», которая вошла в лонг-лист Букера, за месяц была продана тиражом 10000 экземпляров; это вдвое больше, чем продажи следующего по популярности участника лонг-листа — Алана Холингхерста.
Это притом что книги Барнса никогда, в общем, не были супербестселлерами — во всяком случае такими, как романы его ровесников — Макьюэна, Мартина Эмиса, Рушди. Похоже, летом 2011 года ситуация стала меняться.

 

Электронное лето

Эпоха электронных книг наступила окончательно. The tipping — как сказал бы М.Гладуэлл — point: известие о том, что продажи электронных книг впервые в целом превзошли продажи бумажных; и это в целом — потому что Amazon продает ВДВОЕ больше электронных книг, чем бумажных.

 

А.Л.Мамут купил Waterstone's

Во всех отношениях важное и хорошее событие. Экспансия отечественного капитала, окно для продвижения русских книг в Британии (у Мамута есть такие планы) и — самое важное — потенциальный импорт технологий управления книжным бизнесом. Если люди, которые хорошо управляют «Вотерстоунсом», смогут применить эти навыки здесь, всем от этого будет лучше; а применять тут есть где.

 

Катастрофа с русскими текстами: нечего читать, нечего премировать, нечего обсуждать; пустыня

Что мы видели? «Медведки», «Алюминиевое лицо», «Математика»,  «Большую книгу перемен» — ну или, называя вещи своими именами, не видели ничего особенного — за все лето!

 То есть мы видели «Психодел» и «Боги богов» — но нельзя же все время рассчитывать на одного человека. 2011-й и так беден на события в русской литературе — но лето было совсем уж чудовищным.

Ошибка в тексте
Отправить