перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Простые вещи

Архив

В Москве, в «Винзаводе», открывается форум промышленного дизайна Design Act. «Афиша» поговорила с Омами — автором выставки «Ничего особенного»

— Что такое омами?

— Это из японского. Традиционно считалось, что мы различаем четыре вкуса: кислый, сладкий, горький и соленый. Но недавно был обнаружен пятый — кисло-сладкий. Он и называется omami.

—Почему вас заинтересовали вилки и ведра?

— Я, вообще-то, не только этим занимаюсь. Но банальные на первый взгляд предметы на самом деле основа хорошего дизайна. Есть ведро или вилка, и кажется, что у них нет отца, они как народная песня. Но это не так, у простейших скрепок и булавок есть свои создатели, своя биография. И раз все эти маленькие, но гениальные изобретения сильно облегчают жизнь, а мы так мало о них знаем, почему бы не узнать о них немного больше, представить их в новом свете — например, среди их создателей есть несколько классиков, без которых не обходится ни один учебник по истории дизайна, такие как Чарлз и Рэй Имс, Арне Якобсен, Марсель Бройер.

— Как возникла идея выставки?

—Меня на это навела лондонская выставка Наото Фукасавы и Джаспера Моррисона под названием «Super Normal». Они показали, что мы не замечаем красоты и удобства окружающих нас предметов, если они не маркированы именами модных дизайнеров или не выглядят новомодно и экстравагантно. Моя выставка отличается от лондонской. У Фукасавы и Моррисона были случайные безымянные вещи с отличным дизайном. У меня иначе: каждая отобранная мною вещь имеет историю, которая будет сопровождать ее на выставке. Вещи помещены в тумбы с окошечками, туда нужно заглядывать, рассматривать каждый объект отдельно. Я специально выставила объекты как в музее, на постаментах, далеко от рук — я старалась изъять эти вещи из атмосферы обыденности, изменить угол зрения при взгляде на них. Конечно, я чувствую параноидальный страх, что это никому, кроме меня, не нужно. Но люди уже перестают любить глянцевую красоту и переходят к простоте, моя цель — помочь им обнаружить эти повседневные шедевры, которые всегда рядом.

— Но разве сложноустроенная штука не может быть красивой?

— Мир замусорен вещами, причем их форма зависит не от необходимости, а от желания выпускать и продавать. Конечно, это далеко не всегда плохие вещи, они могут быть и интересными, и красивыми, могут нравиться, даже вызывать восторг. Но это всего лишь реакция детей на книжку с картинками. Яркая обложка привлекает и увлекает, такую вещь легко полюбить — но при этом уходит первичная составляющая понятия дизайна: форма должна быть отражением функции. Дизайн на моей выставке — это уже другая, взрослая книжка без картинок, с ровными одинаковыми строками текста. Чтобы научиться ее любить, нужно вчитаться, понять ее.

— Вы сразу все это поняли? Вы же дизайнер, неужели у вас дома нет никаких не функциональных, а просто красивых предметов?

— У меня дома есть и то и другое. И сама я не сразу пришла к этой идее. Сначала я занималась разными интересными, необычными, иногда сложноустроенными штуками, которые вызывают моментальные эмоции. Теперь я совершила шаг назад, являющийся одновременно двумя вперед. Все циклично. Эти вещи ценили в начале прошлого века, в эпоху всеобщей индустриализации, а теперь к ним обратились опять из-за перенасыщенности окружающего пространства. Вы же не думаете, что это я сама так придумала? Это мировая тенденция, а я просто иду в ногу со временем. И я ни в коем случае не призываю после просмотра выставки бежать выбрасывать Филиппа Старка на помойку.

Банки с герметичной крышкой Le Parfait Jars, около 1825
«Пример анонимного дизайна утилитарного объекта, ставшего универсальным стандартом идеально отточенной формы и функции»
Булавка, 1849
«Тот случай, когда дизайн имеет вполне конкретного автора, но настолько уже привычен, что кажется анонимным. Уолтер Хант помимо булавки придумал также перьевую ручку»
Anglepoise 1227, 1935
«Квинтэссенция британской рациональности и конвейерного производства, сделана по принципу подвижности человеческой руки — сустав кисти, локтя и плеча: это придает лампе максимальную подвижность»
Прищепка, около 1850
«Считается, что прищепки придумали шейкеры — религиозная секта, живущая коммуной, в скромности и трудолюбии, — а все 146 разнообразных дизайнов, запатентованных с 1852 по 1887 год в Бюро патентов США, являются их копиями»
Рулетка, 1842
«Джеймс Честермен посвятил практически всю жизнь совершенствованию своего изобретения. До этого строители таскались с огромными линейками»
Скрепка, 1899
«Низкотехнологичное подтверждение того, что простота — сестра таланта и что все гениальное просто. Изобретатель ее, Йохан Ваалер, был норвежцем — чем норвежцы по сей день гордятся»
Стул №14, 1859
«Это не единственный стул братьев Тонет, который кажется прообразом всех современных стульев, он только первый из серии. И один из первых стульев, разработанных специально для массового производства»
«Тоблерон», 1908
«Один из первых примеров дизайна еды. Не дизайна упаковки, а именно дизайна формы ее содержимого. Пирамидки, мало изменившиеся за столетие, символизируют швейцарские горы — где его, «Тоблерон», собственно, и производят»
Ошибка в тексте
Отправить