Простые вещи
В Москве, в «Винзаводе», открывается форум промышленного дизайна Design Act. «Афиша» поговорила с Омами — автором выставки «Ничего особенного»
— Что такое омами?
— Это из японского. Традиционно считалось, что мы различаем четыре вкуса: кислый, сладкий, горький и соленый. Но недавно был обнаружен пятый — кисло-сладкий. Он и называется omami.
—Почему вас заинтересовали вилки и ведра?
— Я, вообще-то, не только этим занимаюсь. Но банальные на первый взгляд предметы на самом деле основа хорошего дизайна. Есть ведро или вилка, и кажется, что у них нет отца, они как народная песня. Но это не так, у простейших скрепок и булавок есть свои создатели, своя биография. И раз все эти маленькие, но гениальные изобретения сильно облегчают жизнь, а мы так мало о них знаем, почему бы не узнать о них немного больше, представить их в новом свете — например, среди их создателей есть несколько классиков, без которых не обходится ни один учебник по истории дизайна, такие как Чарлз и Рэй Имс, Арне Якобсен, Марсель Бройер.
— Как возникла идея выставки?
—Меня на это навела лондонская выставка Наото Фукасавы и Джаспера Моррисона под названием «Super Normal». Они показали, что мы не замечаем красоты и удобства окружающих нас предметов, если они не маркированы именами модных дизайнеров или не выглядят новомодно и экстравагантно. Моя выставка отличается от лондонской. У Фукасавы и Моррисона были случайные безымянные вещи с отличным дизайном. У меня иначе: каждая отобранная мною вещь имеет историю, которая будет сопровождать ее на выставке. Вещи помещены в тумбы с окошечками, туда нужно заглядывать, рассматривать каждый объект отдельно. Я специально выставила объекты как в музее, на постаментах, далеко от рук — я старалась изъять эти вещи из атмосферы обыденности, изменить угол зрения при взгляде на них. Конечно, я чувствую параноидальный страх, что это никому, кроме меня, не нужно. Но люди уже перестают любить глянцевую красоту и переходят к простоте, моя цель — помочь им обнаружить эти повседневные шедевры, которые всегда рядом.
— Но разве сложноустроенная штука не может быть красивой?
— Мир замусорен вещами, причем их форма зависит не от необходимости, а от желания выпускать и продавать. Конечно, это далеко не всегда плохие вещи, они могут быть и интересными, и красивыми, могут нравиться, даже вызывать восторг. Но это всего лишь реакция детей на книжку с картинками. Яркая обложка привлекает и увлекает, такую вещь легко полюбить — но при этом уходит первичная составляющая понятия дизайна: форма должна быть отражением функции. Дизайн на моей выставке — это уже другая, взрослая книжка без картинок, с ровными одинаковыми строками текста. Чтобы научиться ее любить, нужно вчитаться, понять ее.
— Вы сразу все это поняли? Вы же дизайнер, неужели у вас дома нет никаких не функциональных, а просто красивых предметов?
— У меня дома есть и то и другое. И сама я не сразу пришла к этой идее. Сначала я занималась разными интересными, необычными, иногда сложноустроенными штуками, которые вызывают моментальные эмоции. Теперь я совершила шаг назад, являющийся одновременно двумя вперед. Все циклично. Эти вещи ценили в начале прошлого века, в эпоху всеобщей индустриализации, а теперь к ним обратились опять из-за перенасыщенности окружающего пространства. Вы же не думаете, что это я сама так придумала? Это мировая тенденция, а я просто иду в ногу со временем. И я ни в коем случае не призываю после просмотра выставки бежать выбрасывать Филиппа Старка на помойку.