перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Опасная гастроль Творческая группа «Шапито-шоу» — о своем фильме

В прокат выходит один из самых ожидаемых российских фильмов года — «Шапито-шоу» Сергея Лобана. «Афиша» поговорила с участниками проекта.

Архив

Сергей Лобан

Режиссер фильма. Закончил МИЭМ, работал в передаче «До 16 и старше». Автор 11-минутной музыкальной драмы «Соси банан» по мотивам песни группы «Корабль» и политической комедии про белорусскую оппозицию «Случай с пацаном». Полнометражная, снятая в 2001 году «Пыль» четыре года где-то лежала и прославила авторов в 2005-м, когда ее показали на ММКФ.

«Самое трудное в работе над «Шапито-шоу» было найти актера на роль пионера Сени. Мы не понимали, каким он вообще может быть! Другие персонажи были более или менее придуманы, а Сеня нет. Поначалу я лично думал, что сгодится любой актер: уж как-то мы под себя подстроим, сделаем такого живчика. Но не тут-то было. И когда появился Богдан (Дмитрий Богдан, исполнитель роли пионера Сени. — Прим. ред.), тоже не сразу стало понято, на что он способен. Дима начал появляться на съемках — ничего при этом не делал, ни о чем не спрашивал. Мы с ним подолгу обсуждали мои ботинки, которые ему очень нравились, — он считает, что очень важно, какая обувь на человеке. Он вообще очень зациклен на мире людей, а это в действительности важно для актера. Потом Богдан вообще исчез, а месяца через два появился уже с усами и с готовыми сценами. Именно в тот момент я понял, что у нас может получиться хороший фильм. Без Сени был бы провал.

С другими актерами, как я уже говорил, все было более или менее ясно. Например, Мамонов получил сценарий одним из первых: мы снимали его в «Пыли», да и его сын Иван работал у нас оператором, поэтому переговоры заняли очень короткое время. Но с Петром Николаевичем только поначалу не было никаких проблем. Как выяснилось, целиком он прочитал только самую первую, самую старую версию сценария. Она ему очень понравилась, но там было все совсем иначе, чем в той версии, по которой снимали кино. Как я понял, все остальные варианты, которые мы ему посылали, он либо не читал вообще, либо не до конца. У меня есть предположение, что он их начинал читать, потом его что-то смущало, и он бросал. Короче говоря, это было заметно уже на съемках: свою роль он учил прямо перед дублем, и видно было, что он не просто ее не знает, а вообще не в курсе, о чем там речь. Потом на премьере он, конечно, очень удивился тому, что в фильме есть гомосексуалисты. Он этим фактом был буквально ошарашен. Его позиция человеческая такого просто не позволяет — он считает, что все это извращения. Хотя сценарий все это время был у него — и он мог об этом прочесть».

 

Марина Потапова

Сценарист, соавтор всех фильмов Лобана. Тоже начинала в «До 16 и старше», работала в рекламе, читала лекции по основам экранной коммуникации на журфаке МГУ. В 2004 году вместе с Петром Мамоновым делала спектакль «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева».

«Мы с Лобаном отправились на день рождения Цоя в Питер. Как-то нам представлялось, что двойника мы там найдем легко. Однако оказалось, что никаких двойников нету, и все ограничивается тем, что человек надевает на себя черные одежды и делает это движение нижней челюстью. Помню, я в отчаянии залезла на ютьюб, набрала в поиске «двойник Цоя» и нашла Кузьменко. Стала интересоваться, кто это такой, даже посмотрела какие-то смешные передачи с ним по эмигрантскому телевидению. Надо признать, что мы побаивались немного всех этих Цоев: они же хотели почтить память Виктора, а у нас намечалось такое немного глумливое кино. Кузьменко оказался настроенным достаточно иронично. Например, когда мы только приехали в Крым, он тут же стал везде ходить, петь песни. Ему даже деньги какие-то люди давали. Вообще, «Сотрудничество» — моя любимая новелла. И придуманный нами герой, конечно же, не дотягивает до того, чем является Кузьменко в жизни. Про него одного можно запросто фильм снять».

 

Петр Мамонов

В «Пыли» сыграл доктора-экспериментатора, в «Шапито-шоу» — себя самого, налаживающего отношения с сыном.

«Многие говорят, что в «Шапито-шоу» я играю самого себя, но это не так — то же самое говорили и про «Остров», и про «Такси-блюз». Да, у меня тоже есть сын, который принимал участие в съемках в качестве оператора. Но у нас совершенно другие отношения. Просто в «Шапито-шоу» речь идет об общечеловеческих ценностях — любовь, дружба, уважение и сотрудничество одинаковы для всех. Особенно любовь. Там же вообще неважно, кто герой: ну известный артист, у которого есть сын. Важно, что он требует от него любви, которую не может получить, и этот дефицит чувств куда важнее каких-то совпадений с моей биографией. Как и в любом кино».

 

Алексей Подольский

Звезда «Пыли», в «Шапито» играет мизантропа в новелле «Любовь». Играл с Мамоновым в «Мышах, мальчике Кае и Снежной королеве» — именно про него Мамоновым было сказано сакраментальное «он… олицетворяет».

«Я с Потаповой был знаком за несколько лет до «Пыли». У нее тогда художественный проект был «ЗАИБИ» («За анонимное и бесплатное искусство»), я в нем участвовал. Ну и потом в нескольких ее работах, в клипах снимался. А они тогда как раз над «Пылью» думали, и Марина написала этого героя — Лешу. Когда пришло время снимать, у них не было вообще никаких актеров, позвали меня. А у них все роли как пишутся: диалоги, манера разговора, профессии — они всегда на актеров ориентируются. Я вообще воспринимаю эту историю как то, что герой «Пыли» выжил и попал в шапито. Лобан, правда, не любит таких параллелей, и Потапова тоже говорит, что раз фильмы разные, значит, и герои разные, но и герой «Шапито-шоу» — тоже я».

 

Сергей Кузьменко

Имперсонатор Цоя, прототип собственного персонажа в фильме. Учился в Киевском музучилище им. Глиэра, лидер группы «Запасной выход». В начале нулевых уехал в Америку, где по сей день выступает с разными составами — в основном для эмигрантов.

«Меня нашла через «Мой мир» Марина Потапова. Написала, что есть предложение сняться в фильме с Петром Мамоновым. Ни фига ж себе, думаю, он ведь еще в «Игле» с Виктором Цоем снимался! Я даже подумал: может, шутка такая, прикалывается кто? Потом мне прислали сценарий, который мне совсем не понравился. Понимаете, Цой и комедия — несовместимые вещи. А там были фразы, из-за которых мой персонаж выглядел совсем смешным. Вы, кстати, смотрели уже фильм? Мне многие говорят, что наша новелла самая скучная. Я, правда, сам так не считаю. У меня после просмотра сложился такой рейтинг: больше всего понравилась новелла «Любовь» с Лешей (Подольским. — Прим. ред.), новелла с Мамоновым — на втором месте, наша — третья, а про глухонемых — четвертая.

Конечно, я понимаю, что если меня и будут еще приглашать в кино сниматься, то наверняка на роли, как-то с Цоем связанные. Вот недавно позвонил Алексей Рыбин, который вместе с Виктором Цоем организовал группу «Гарин и гиперболоиды», из которой вышла «Кино», записал с ним альбом «45», где «Восьмиклассница», «Алюминиевые огурцы» и прочее. Он сейчас работает сценаристом на НТВ и говорит, что есть идея снять фильм про Цоя — ну такой же почти, как сняли фильм про Высоцкого. Мне кажется, это круто. Раз про Высоцкого сняли, так почему про Цоя не снять?»

 

Стас Барецкий

Музыкант (а также охранник и сотрудник кладбища) из Ораниенбаума, ревущим басом исполняющий фантасмагорический шансон. Выступал и записывался с группой «Елочные игрушки» и с «Ленинградом». В фильме — директор шапито.

«Мне позвонил Серега (Лобан. — Прим. ред.) и сказал: «Вот есть фильм, туда-сюда, давай ты у меня снимешься». «Я ж не артист, — говорю, — куда мне сниматься?» — «Да ладно, поехали в Крым, отдохнешь». Я и поехал, за их счет прожил две недели, они все оплатили, давали деньги на еду и проживание. Загорел, отдохнул на халяву. Ну снимался, когда надо было, особо не напрягаясь, просто делал, что говорят. Лобан же такой человек — ему для других ничего не жалко, пусть отдыхают. А он все на монтаже соберет.

Мне сказали, что я какой-то директор цирка, я говорю: ладно, буду директор цирка. Мне давали сценарий, но я его не читал особо — Лобан снял мой любимый клип, значит, в любом случае хорошее кино получится. Ну а там чего, раз приехал — надо делать. Это потом уже я фильм посмотрел и понял, что у меня, в общем-то, ключевая роль. С меня все начинается — и мной все заканчивается. Типа объяснительная функция. Но при этом директор цирка — самый нормальный там чувак, бабки себе зарабатывает, и все тут. Мне вообще кажется, что мой персонаж отражает всю нашу действительность. Как говорят банально — «бабло побеждает зло».

Мне очень понравилась первая новелла — я ведь люблю черные комедии. Хотя многие говорят, что две последние — лучше. Были не очень интересные моменты, были моменты, которые, по-моему, вообще не стоило вставлять, но единственное, что меня смущает, — хронометраж. Я считаю, можно было вполне в два часа уложиться. Но Лобан, знаете, в этом отношении — как музыкант: написал песню, и его не волнуют хронометраж и вся фигня. Он просто пишет и не останавливается — а как потом это резать? Это творческая особенность, а не недостаток. Все хорошие песни таким образом пишутся. Фильмы, видимо, тоже».

 

Екатерина Герасичева

Генеральный директор Openspace.ru и генпродюсер кинокомпании Organic Films, в прошлом телеведущая. Спасла картину, когда после кризиса от нее отказалась принадлежащая Александру Мамуту студия «Мирумир».

«Просто ребята пришли — даже не пришли, а позвонили — и обмолвились про то, что компания Мамута и Любимова приостановила финансирование их проекта, и они сидят без работы. У меня что-то сверкнуло в мозгу, и я решила поговорить о них с инвестором. А так как инвестор по совместительству — мой муж Вадим Беляев, президент корпорации «Открытие», то ребята в какой-то момент просто приехали к нам на дачу и что-то такое наболтали. Помню, у меня возникло ощущение, что это очень правильная вещь, и ей бы надо существовать. Не подумайте только, что все случилось потому, что я смогла вытянуть из мужа деньги. Просто проект показался стоящим. Через какое-то время мы подписали договор. Вадим вел сложные переговоры с Мамутом и Любимовым, и в результате мы выкупили проект. И только после этого я посмотрела пять часов несмонтированного бреда. И знаете, мне понравилось. Я по-прежнему являюсь фанатом первой части. Вторая мне тоже нравится, третья мне нравится гораздо меньше, четвертая мне не нравится совсем. Вообще, в какой-то момент я поняла, что способ их мышления — это настоящий ассоциативный бред».

Ошибка в тексте
Отправить