Ответы. Сергей Ливнев, кинопродюсер
Комедия «Гитлер капут!», детище продюсера Сергея Ливнева, собрала за первый уикенд 133 млн рублей. Питерский Комитет по культуре призвал городские кинотеатры отказаться от проката, а рекламные агентства Москвы накануне празднования Дня города получили директиву по демонтажу всей наружной рекламы фильма.
— Зачем вы это сделали? В смысле, какие цели вы вообще ставили, когда затевали фильм?
— Мы с режиссером Марюсом Вайсбергом давно сошлись на том, что, с одной стороны, оба любим комедии, особенно пародийные, а с другой стороны — фильмы про разведчиков. «Семнадцать мгновений весны», «Подвиг разведчика»… про Джеймса Бонда, опять же. Он ведь тоже разведчик, так? В общем, захотелось сделать отвязную комедию про разведчиков.
— Вам как продюсеру удалось собрать в одном фильме весь тот пласт разложившихся, в массе своей бездарных людей, которые составляют нынешнее понятие «тусовка».
— Ну в какой-то степени — да.
— Почему — в какой-то?
— Потому что всю тусовку выдернуть не удалось.
— Теперь вот раздаются голоса: «Что это такое? Как они могли? Да где у них совесть?»
— Я вам вот что скажу. С помощью фонда «Общественное мнение» мы провели соцопрос, в ходе которого выяснили, что 70% считают, что этот фильм скорее патриотический, чем антипатриотический. Причем в глубинке, в регионах, этот процент еще выше. В Москве все живут под давлением навязываемых корпоративных клише: хорошо — нехорошо, наше — не наше, патриотично — непатриотично. В разговорах о патриотизме нужно сразу примерять серьезное лицо, по сути — лицемерное. А в провинции у людей еще осталось хоть какое-то человеческое восприятие, естественное.
— А если на ваш фильм придет человек, который реально брал Берлин?
— Конечно, я признаю, что для людей того поколения многое в этом фильме покажется неприемлемым — просто они очень много лет прожили в стране, где промывались мозги. Я не стал бы ставить эксперимент над пожилым человеком.
— Значит, людям того поколения, которое не понаслышке знает, что такое фашизм, вы бы не рекомендовали идти на этот фильм?
— Ну… в общем, да. Это же хулиганская комедия. Вы много видели постоянно хохочущих стариков?
— Я и нестариков таких никогда не видел.
— На этом фильме молодежь полтора часа непрерывно хохочет. Юмор и смех — это атрибуты молодости. С годами людям становится не до смеха. Мы, до того как начать делать фильм, проводили фокус-группы с молодыми ребятами на предмет, насколько они знакомы с фильмом «Семнадцать мгновений весны». Оказалось, никто из них целиком его не смотрел. Штирлица знают, Мюллера. А вот Шелленберга, например, почти никто не знает. Потому что он не стал героем анекдотов.
— Потому что он в «Мгновениях» самый интеллигентный и тонкий.
— Ну почему? А Мюллер? Он ведь тоже не без тонкости сыгран. Ясно, что все они негодяи, но кто-то из них музыку любил, кто-то — детишек…
— Ваш следующий проект называется «Наполеон капут!». В чем его суть?
— Это будет «Гусарская баллада» на новый лад. Ключевые актеры те же. Павел Деревянко будет играть поручика Ржевского, Наташу Ростову…
— Собчак?
— Нет, ну… Есть вариант с Семенович. Это будет очень веселое кино…
— Не сомневаюсь.
— …про то, как Наполеон пытался покорить Россию, спалил Москву и так далее, но наши победили. Наши жгут в буквальном смысле.
— А вы бы взялись за продюсирование серьезного и правдивого исторического фильма?
— Только с серьезными намерениями. Не как за заказуху. И я должен быть уверен, что он привлечет зрителей и окупится.