перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фестиваль актуального научного кино «360°» Документальные фильмы про науку и технику

Завтра в Политехническом музее начинается фестиваль научно-популярных фильмов, где, помимо путешествия Вернера Херцога в пещеру и экранизации «Фрикономики», можно будет увидеть портрет изобретателя летающих ботинок, узнать, что произойдет с первым в мире хранилищем радиоактивных отходов и понять, что кино про биполярный транзистор — это необязательно скучно.

Архив
«Фрикономика»

«Фрикономика»

Экранизация одноименного научно-популярного бестселлера, написанного в 2005 году профессором Чикагского университета Стивеном Левиттом и журналистом New Yorker Стивеном Дабнером. Книга, состоявшая из шести частей, была сборником неожиданных ответов на неочевидные вопросы, вроде: «Почему обычная проститутка зарабатывает больше, чем обычный архитектор?»

Киноверсия состоит из четырех частей, снятых четырьмя разными документалистами, которые, пытаясь подтвердить (или опровергнуть) тезисы, изложенные в книге, комбинируют архивные записи с опросами на улицах, интервью с учеными и анимацией. Первая часть — «Рошанда под другим именем» — исследует, влияет ли имя ребенка на его судьбу, вторая — «Чистая коррупция» — про жульничество в боях сумо, третья — про влияние закона 1978 года о легализации абортов на снижение роста преступности в 1990-х. В последней части документалисты проводят эксперимент, будут ли школьники лучше учиться, если им платить за хорошие оценки. Все вместе выглядит как оживший глянцевый журнал, но лучшего варианта для иллюстрации беседы двух умных людей, которой, по сути, и являлся первоисточник, придумать сложно.

Политехнический музей, 27 сентября, 22.00

«Пещера забытых снов» Вернера Херцога

«Пещера забытых снов» Вернера Херцога

Документальный фильм Вернера Херцога про путешествие в пещеру Шове на юге Франции, куда он решил отправиться после того, как прочитал статью Джуди Труман в журнале New Yorker. Пещера знаменита тем, что в ней находится самая большая коллекция наскальной живописи — больше 300 нарисованных животных возрастом от 30 000 до 32 000 лет. Этот факт настолько поразил Херцога, что он решил снять пещеру в 3D, несмотря на то что, во-первых, всегда отрицал право на существование этого формата, а во-вторых, столкнулся с техническими трудностями, так как 3D-оборудование не предназначено для съемок в естественном пространстве. Тем не менее у него все получилось — наскальная живопись и радостные возгласы Херцога «это поразительно!» скомбинированы с комментариями историков, антропологов и ученых, а технические расходы взяло на себя министерство культуры Франции, которое до сих пор не потребовало предъявить им результат, потому что, по словам Херцога, даже не подозревает о том, что фильм закончен.

«Пионер», 28 сентября, 19.30; 29 сентября, 12.00

«Изобретения доктора Накамацу»

«Изобретения доктора Накамацу»

Восьмидесятилетний японец Есиро Накамац известен тем, что запатентовал в общей сложности 3357 изобретений (у Томаса Эдисона, для сравнения, — 1093), среди которых есть прыгающие ботинки, насос для заправки соевого соуса, механизм, для того чтобы поднимать сидение унитаза, презерватив со встроенным магнитом и парик для самообороны. Еще у Накамаца есть золотой туалет за миллион долларов, в котором ему легче думается, он спит четыре часа в день, коллекционирует фотоаппараты, которые выбирает по запаху («Если у камеры сильный запах — это хорошая камера, если слабый или нет вообще — плохая камера»), он 34 года фотографировал, а потом анализировал все, что ел, собирается дожить до 144 лет, а чтобы подумать, погружается в воду и ждет, пока закончится кислород, потому что гениальные идеи, по его мнению, всегда приходят за сотые доли секунды до смерти. Этого, в принципе, достаточно — для того чтобы получился хороший фильм, можно просто посадить этого человека перед камерой, попросить рассказать о себе на ломаном английском и продемонстрировать, как работают летающие ботинки. Это и сделал датский документалист Каспар Шредер, и его портрет японского чудака, над которым все привыкли шутить в режиме «Доктор Накамац изобрел все, что ты держишь в руках», больше похож на репортаж с шоколадной фабрики Чарли, чем на серьезное документальное исследование.

Политехнический музей, 25 сентября, 16.00; 2 октября, 18.00

«Настоящие революционеры» Пола Краудера

«Настоящие революционеры» Пола Краудера

В 1956 году американский физик Уильям Шокли получил Нобелевскую премию за изобретение биполярного транзистора, после чего ушел с работы, переехал жить в Калифорнию и основал компанию Shockley Semiconductor Laboratory, которая, помимо работы с диодами, занималась разработкой кремниевых полупроводников. Но поскольку Шокли был человек несговорчивый, ровно через год оттуда уволились восемь молодых сотрудников, впоследствии прозванных «вероломной восьмеркой», среди которых были основатели компании Intel Роберт Нойс и Гордон Мур. Так началась история Силиконовой долины — технологического центра в Калифорнии, где сосредоточены компании, занимающиеся разработкой и производством компьютеров. 

Пол Краудер исследует историю Силиконовой долины через противостояние Шокли и Нойса и рассказывает, как их изобретения сказались на экономике США, стали причиной войны во Вьетнаме, глобального потепления и обострения международных конфликтов.

Политехнический музей, 25 сентября, 18.00; 29 сентября, 22.00

«Секреты племени»

«Секреты племени»

Антропологический этюд бразильского режиссера Жозе Падильи, автора важного латиноамериканского блокбастера «Элитный отряд», который сейчас занимается ремейком «Робокопа». В 1960–1970-х антропологи заинтересовались индейскими племенами, живущими на берегах Амазонки как обществом, нетронутым цивилизацией. Спустя тридцать лет последствия этих исследований вылились в скандал — в связи с нарушением академической этики и применением сексуального и медицинского вторжения в жизнь племени.

Жозе Падилья рассматривает эту историю с двух сторон, предоставляя право ученым защитить себя, а индейцам — изложить свою точку зрения, тем самым не только критикуя антропологию как науку, но и создавая собирательный образ ученого, который ради собственной выгоды нечаянно разрушает предмет своего исследования.

Политехнический музей, 29 сентября, 19.30; 30 сентября, 22.00

«В бесконечность»

«В бесконечность»

Очень страшный документальный фильм про первое в мире постоянное хранилище радиоактивных отходов, которое находится в Финляндии. Хранилище рассчитано на 100000 лет, и что с ним делать — совершенно неясно, после того как в него поместят отходы, его закроют навсегда. Документалист Майкл Мэдсен в огромном подземном пространстве расспрашивает ученых и работников хранилища, есть ли гарантии, что не будет утечки или что в будущем никто его случайно не откроет, и пытается понять, что с ним случится через обещанные 100000 лет.

Политехнический музей, 30 сентября, 19.30; 1 октября, 18.00

Ошибка в тексте
Отправить