«Публика измучена Суперменом» Пол Верхувен о закате Голливуда, новой холодной войне, «Азазеле» и Иисусе Христе
Режиссер Пол Верхувен, ретроспектива которого пройдет в Москве в рамках Дней Голландии, — о технологиях, фашизме и новой холодной войне.
— О вас не было ничего слышно со времен «Черной книги», только недавно на Московском фестивале показали ваш экспериментальный проект «Одураченный». Почему так долго?
— Я хотел найти что-то действительно стоящее, а это сейчас непросто. В 1970–1990-е было полегче, но в нулевых американское кино превратилось в один сплошной сай-фай и комикс.
— Вы сами много снимали научной фантастики.
— Да, но точно не собирался делать это всю жизнь. Я ищу в Америке и Европе проекты, которые могут появиться по моей воле, а не по распоряжению других. Это роскошь, но я могу себе позволить. Есть неплохие варианты, но «неплохой вариант» для меня уже маловато. Возраст — больше нет времени на необязательные вещи. Иногда что-то нахожу, но, как правило, что-то не срастается, чаще всего по экономическим причинам. Но я все еще надеюсь, что хотя бы один проект будет закончен.
— «Одураченный» — это вызов профессиональному кино, вы писали сценарий с любителями по методу краудсорсинга…
— Это был эксперимент. Что у молодежи на уме? Как работает съемочная группа, которая разбирается во всех этих цифровых штуках? Я кое-что знаю про спецэффекты, конечно, но на цифровую камеру никогда не снимал. Это было интенсивное погружение в молодую голландскую околокиношную тусовку. Кое с кем я еще поработаю.
— Фильм получился очень смешной, с залихватским сюжетом, но вы, насколько я знаю, были скорее разочарованы экспериментом.
— Не думаю, что буду еще что-то делать при помощи краудсорсинга, — слишком много времени отнимает. Толпа не может дать много, но что-то она дает. Толпа не может создать структуру, не может прописать развитие персонажей. Она может шуметь и фонтанировать, а я хотел кино про отношения, про промискуитет, про секреты в шкафу и про то, как они внезапно вываливаются на пол в гостиной. Когда мы получили сценарий, написанный добровольцами, нам пришлось порядком попотеть, чтобы слепить из него удобоваримый нарратив.
«Толпа не может дать много, но что-то она дает»
— Собственно кино о семейных тайнах предваряют полчаса «фильма о фильме», в котором участники проекта говорят, какой Верхувен великий. Зачем это было нужно?
— Ой, это не я. Пока мы работали, нас постоянно снимали, четыре телекамеры, каждый наш шаг. Постоянно брали у меня интервью, а потом смонтировали из этого документальный фильм.
— И что вы теперь думаете о кино, снятом на цифру?
— Для такой вот истории — про людей — она подходит. Быстро, удобно, дешево. Вуди Аллен или Бергман могли бы снимать свои фильмы на цифру, и они ничего бы не потеряли. Но «Доктора Живаго» на цифру не снимешь, «Лоуренса Аравийского» на цифру не снимешь: в таком панорамном кино слишком важны маленькие детали, нюансы, а цифра их размывает и скрадывает.
— И тем не менее пленка изымается из оборота, исчезают специалисты. Скоро индустриальное производство «Доктора Живаго» и «Лоуренса Аравийского» будет невозможно.
— Kodak сейчас пытается конкурировать с цифрой, начали продавать пленку по сниженным ценам. Не знаю, что у них получится, может, прогорят — и мы вообще останемся без пленки. Или так: проблема пикселей через несколько лет разрешится. Какая там у нас сейчас разрешающая способность — 4K? Наверное, скоро будет больше, и мы перестанем замечать разницу, но пока это точно слишком заметно. Новые технологии всегда уничтожают старые, но если пленка исчезнет, кинематограф не умрет. Пусть даже это будет кинематограф, который нам не нравится.
— Всегда есть аспект ностальгии. Достаточно кинематографистов и синефилов, которые из принципа не откажутся от пленочного кино.
— Ну да, здорово также прокатиться на поезде, который тащит паровой локомотив, но далеко на нем не уедешь. Я вот жалею, что люди книг не покупают. За то время, что я живу в Лос-Анджелесе, 90% книжных магазинов в городе просто исчезли. Потом пропали видеопрокаты и магазины DVD. Знаете, почему это плохо? В интернете, чтобы найти что-то, ты должен сформулировать запрос. А в магазине можно найти книги на темы, о существовании которых ты даже не задумывался. И вот эта возможность внезапного открытия, расширяющего границы наших представлений о мире, исчезает.
— Возвращаясь к Голливуду. Что там, по-вашему, случилось в нулевых? Куда делись все провокационные фильмы? Почему вместо «Основного инстинкта» нам показывают одни комиксы?
— Наступила диктатура посредственности. Все расчеты делаются по нижней линии восприятия, принимается только то, что «сработает». Фильмы, которые говорили о том, что нас действительно интересует, — о политике, о сексе, об отношениях — были заменены… на что? Давайте называть это переводом комиксов Marvel на язык кино. Все началось раньше, с «Супермена», потом был «Спайдермен», «Черт-знает-кто-мен» и так далее… Началась охота на книги Marvel — если одна сработала, почему бы не экранизировать еще двести? Киноверсии комиксов превратились в снежный ком, который катится с горы, и его уже не остановить. Слышали, что сказали Стив Спилберг и Джордж Лукас несколько месяцев назад? Они предрекают катастрофу. Производство подорожало астрономически — 100–200 миллионов бюджета уже считаются нормой. Как это кино про зомби называлось? «Война миров Z»? Он миллионов четыреста стоил, и в результате получилось… ну так: о’кей. Фильм как фильм. За четыреста миллионов. А что дальше? За последние месяцы несколько таких колоссов грохнулось в прокате. Студиям пора включать мозги, потому что конвейерная обработка комиксов Marvel никуда не ведет. Публика измучена Суперменом. Это началось не вчера, но если Лукас и Спилберг правы, то в ближайшие два-три года мы увидим, что вселенная Marvel посыпалась как карточный домик. Может, пора от фантастических миров, на которые подсажена Америка, снова обратиться к реальному миру?
— Что вы думаете о возможном ремейке «Робокопа»?
— Они снимают. Не успевают к прежней, февральской дате релиза, но снимают. И ремейк «Вспомнить все» сняли, и даже ремейк «Звездного десанта». Ну то есть или Marvel, или ремейк, других вариантов не бывает. Современная киноиндустрия исключает фантазию. Но я не думаю, что это навсегда, это не воля Божья, надо просто поискать другое направление. Лет пять уйдет на то, чтобы понять, что Marvel больше не работает, а потом должно наступить оздоровление ситуации.
— У одного моего коллеги есть теория, что в середине «Звездного десанта» все герои погибают, а все, что дальше, — пропагандистский фильм.
— Это все конспирология. Как работает это кино? Оно втягивает зрителя в себя, заставляет его сначала симпатизировать персонажам, потом идентифицироваться с ними, а потом, когда слияние становится полным, — бац! — оказывается, что герои-то — фашисты. Я использовал много цитат из «Триумфа воли» Лени Рифеншталь, у героев была отчетливо нацистская форма. Конечно, многие зрители этого просто не заметили, но их поставили перед выбором: или вы начинаете сомневаться, или следуете за логикой героев дальше и начинаете убивать. Это фильм о том, что некоторые аспекты американского империализма могут привести к новой разновидности фашизма. Так что ваш друг неправ, если считает, что сначала мы имеем дело с реальностью, а потом начинается пропаганда, — это пропаганда с самого начала.
— Интересно, кстати, что сразу несколько европейских режиссеров послевоенного поколения в 1980–1990-х приехали в Голливуд и начали критиковать США при помощи блокбастеров.
— К тому моменту, как я снял «Звездный десант», я жил в Штатах 15 лет. Приехал я туда, конечно, не для того, чтобы «критиковать Америку». Я приехал, потому что в Голландии мне было нечего делать. Не получалось снимать кино, которое я хотел снимать, — оно же все там на госдотациях. Думал ехать в Германию или в США и в результате оказался в Лос-Анджелесе. По факту я был экономическим беженцем! Приехал с открытым сознанием, был в восторге и точно не собирался ничего критиковать. Потом, лет через 10–15, стал задумываться, приглядываться к американской внешней и внутренней политике, к тому, что делает Верховный суд, к империалистическим тенденциям, к тому, что они творят за пределами страны… Я же сам приехал из аполитичной страны. В Голландии нет политической повестки, если не считать борьбу за права гомосексуалистов и подобные штуки, безусловно, важные, но все же… Почему решение президента одной страны имеет влияние на весь мир? Есть перекос, но, чтобы это заметить, наивному голландцу потребовалось время. Мои наблюдения нашли отражение в «Звездном десанте», но я об этом не думал ни во время «Основного инстинкта», ни во время «Вспомнить все», ни во время «Робокопа», который посвящен скорее проблемам муниципальной политики. А вот «Звездный десант» — кино о политике внешней.
— Киноиндустрия сейчас проявляет интерес к библейским историям, а вы написали книгу об Иисусе, о которой в России почти ничего не знают.
— Да, проявляет интерес, но делают все максимально банально — это почти невозможно смотреть. Я изучал Иисуса не с религиозной точки зрения. Это история не Бога, человека — человека, существование которого замалчивалось на протяжении столетий. С трудом удалось избежать аналогий с Че Геварой, но они, конечно, напрашивались. Это было революционное время, и Иисус ждал наступления Царствия Божьего, причем очень скоро, на днях (оно, как известно, так никогда и не пришло). В книге я исследую исторический контекст, в котором появится этот революционер, стертый из истории и возведенный пропагандой в ранг бога.
«Многие люди на Западе действительно думают, что войну выиграла Америка»
— Почему так и не был снят ваш фильм по Акунину? Мы его так ждали.
— Я тоже ждал! Но мы уже потеряли права на книгу. Нам не повезло с американским продюсером — он хотел снять кино за идиотически малую сумму. Потом беременность Миллы Йовович, которая должна была играть главную роль, — это была катастрофа. Я очень много времени потратил на проект, выбрал все места для съемок в Петербурге. Думал, фильм будет очень ярким. Мы были сосредоточены на поисках реальных декораций, они бы создали в фильме особое измерение, визуальный тур-де-форс. Я видел, что с «Азазелем» сделали на русском телевидении, — большим кино это не назовешь.
— Пока готовились, узнали что-то новое о России, о чем не подозревали?
— Нет, я же только места успел выбрать, глубокими исследованиями общества не занимался. Про Россию в основном узнаю из газет.
— Ругают?
— Американские — да. Такое ощущение, что опять началась холодная война. Ожили все штампы.
— Пропаганда вернулась.
— Да. Пропаганда — всегда преувеличенная версия событий. Газеты пишут, читатель верит. Никто не может быть прав абсолютно и неправ абсолютно. У всех свой бэкграунд. В американском образовании существует диспропорция между информацией об истории США и истории остального мира. Они, например, не имеют ни малейшего представления о потерях России во Второй мировой войне. Я специально проверял: многие люди на Западе действительно думают, что войну выиграла Америка.
— Ну то есть, как и в киноиндустрии, постоянное упрощение.
— Недостаток внимания и недостаток желания понимать друг друга. Иногда людям нравится быть в состоянии антагонизма. Нравится быть на войне.
Ретроспектива Пола Верхувена, 11–15 сентября, в летнем «Пионере»